«Троица» в «Бермудском треугольнике» РПЦ – МК – ГТГ

События последних дней, закрутившиеся вокруг «Троицы»-великомученицы, наглядно продемонстрировали: алчность и бескультурье Православной церкви, некомпетентность, безответственность и волюнтаризм Министерства культуры (МК) и беспомощность сотрудников Государственной Третьяковской галереи (ГТГ), которые боятся устроить громкий скандал. Попавшая в этот «Бермудский треугольник», картина Андрея Рублева оказалась в западне и, похоже, обречена на гибель.  

.

Но обо всем по порядку с учетом тех новых данных, которые к настоящему моменту имеются.

В публичное пространство проблема картины Андрея Рублева «Троица» вышла 15 мая 2023 г. В этот день произошли два важных события: с во-первых, на официальном сайте московского патриархата (см. тут) от имени пресс-службы патриарха Московского и всея Руси под провокационным заголовком «Образ “Троица” преподобного Андрея Рублева возвращен Церкви» появилось следующее сообщение:

«В ответ на многочисленные просьбы православных верующих Президентом Российской Федерации В.В. Путиным принято решение о возвращении Русской Православной Церкви чудотворной иконы “Троица”, написанной преподобным Андреем Рублевым. По благословению Святейшего Патриарха <…> образ будет выставлен для общенародного поклонения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы в течение года, а затем займет историческое место в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры».

Правда, «Троица» Рублева – не икона, не моленный образ, а картина начала XV века, причем чудотворной она никогда не считалась. Главное – никаких официальных подтверждений решения президента РФ ни до, ни после не появилось – в виде указа, распоряжения или поручения правительству. С учетом уникальности объекта, которому 600 лет, устные сообщения и хотелки начальника РПЦ и его подчиненных в расчет приняты быть не могут – не тот случай. «Троица» Рублева бесценна.

Вторым событием 15 мая 2023 г. стало заседание расширенного реставрационного совета ГТГ,  непосредственной причиной которого стал запрос Министерства культуры РФ от 5 мая 2023 г. № 2409-05-7 о возможности выдачи «Троицы» за пределы Третьяковской галереи (в Храм Христа Спасителя, ХХС) на праздник Троицы 4 июня 2023 г. с учетом ее технического состояния. В запросе МК не говорилось ни про годичные гастроли картины в ХХС, ни тем более о передаче ее навечно в Троице-Сергиеву лавру. Протокол заседания № 87 от 15.05.2023 был опубликован 22 мая 2023 г. на сайте журнала «Город 812» в качестве приложения 1 к статье «Страсти по Рублеву» (см. тут).

Второй документ, который мы также опубликовали в приложении 2, – это подготовленное в Третьяковской галерее описание сохранности «Троицы» (с фотофиксацией всех проблемных участков картины), рассмотренное как в историческом аспекте, так и в актуальном с учетом тех повреждений, которые были выявлены в рамках программы контроля и анализа состояния сохранности после пребывания иконы на богослужении в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры с 16 по 19 июля 2022 г.

В результате решение расширенного реставрационного совета однозначно запретило выдачу «Троицы» «за пределы Третьяковской галереи на праздник Троицы 4 июня сего года из-за сложного и нестабильного состояния, а также непредсказуемости продолжающегося процесса негативных изменений». И этот запрет, естественно, распространяется и на любые другие перемещения иконы из ГТГ.

У нее два главных врага – это:

а) перемещение в другие климатические условия (должны соблюдаться 19 плюс-минус один градус, 50 – 55 % влажности), поскольку объект реагирует на их малейшие изменения,

и б) механические вибрации при перемещении, что с учетом отставания левкаса (грунта) и красочного слоя, его шелушения, а также состояния доски, ухудшает состояние древнего объекта, которому, напомню, 600 лет, из которых под охраной реставраторов он находится менее 100 лет.

Далее события развивались следующим образом. 26 мая 2023 г. со ссылкой на пресс-службу МК многие издания сообщили, что картина Рублева пробудет в ХХС две недели – с 4 по 18 июня 2023 г. (см., например, тут). ГТГ активно сопротивлялась, однако МК все же вынудило ГТГ выдать «Троицу» в ХХС.

Прошел слух, что директора ГТГ Елену Проничеву вызывали в министерство и оказывали на нее сильнейшее давление. Проничева якобы пыталась уговорить кого-то в Минкульте отказаться от опасной для сохранности «Троицы» затеи РПЦ, но МК ни уговорам, ни категорическим выводам расширенного реставрационного совета не вняло.

На все это наплевали, подчинившись антикультурным хотелкам клерикалов, и в результате 3 июня 2023 г. был подписан договор о передаче «Троицы»  в ХХС сроком на две недели. Договор подписали директор ГТГ Елена Проничева и протоиерей Георгий Мартынов, куратор Патриаршего музея церковного искусства при ХХС. К договору было приложено подробное словесное описание реального состояния картины, а также фотофиксации лицевой и тыльной сторон, включая все проблемные участки. Сделано это было, естественно, для того, чтобы снова исследовать изменения (надо полагать, в худшую сторону) состояния «Троицы» после очередных гастролей.

РПЦ приняла «Троицу» на две недели на ответственное хранение. И 3 июня «Троица» уехала в ХХС, после чего на сайте МК (см. тут) появилось сообщение:

«Вечером 3 июня, накануне православного праздника Троицы, икона “Святая Троица” кисти Андрея Рублева была успешно перевезена из Государственной Третьяковской галереи в Храм Христа Спасителя. Икона будет находиться в Кафедральном соборе на праздничном богослужении 4 июня и в течение последующих двух недель, до 18 июня.

Икона установлена в капсулу, обеспечивающую режим влажности, в храме будут строго контролироваться условия, требуемые для сохранения памятника. Во время пребывания в Храме Христа Спасителя за древней иконой, являющейся частью Государственного музейного фонда, будут наблюдать сотрудники Третьяковской галереи».

Кстати, в ХХС «Троица» находилась не в климатической капсуле, а просто в витрине.

Приближалось 18 июня, срок окончания договора на выдачу «Троицы» в ХХС, в ГТГ готовились ее принять и поместить в депозитарий. И вдруг 15 июня 2023 г. в ГТГ по электронной почте получили письмо первого заместителя министра культуры Сергея Обрывалина с поручением переправить «Троицу» из ХХС не обратно в ГТГ, а почему-то во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр (ВХНРЦ) имени академика И.Э.Грабаря – для реставрации, деньги на которую предоставит МК.

Причем письмо это имело гриф ДСП – «для служебного пользования».

Это неожиданное решение вызвало в ГТГ сильное волнение и привело к созыву экстренного заседания расширенного реставрационного совета, которое и состоялось 16 июня 2023 г. Я присутствовал на этом заседании благодаря тому, что оно транслировалось в интернете, и написал о нем краткий отчет под заглавием «“Троица” Андрея Рублева. Бунт на коленях в Третьяковской галерее», опубликованный на сайте журнала «Город 812» в тот же день (см. тут).

Для дальнейшего развития событий существенно напомнить следующее.

Во-первых, главный хранитель ГТГ Татьяна Городкова, которая была единственной из всех присутствовавших на заседании, кто видел послание Обрывалина, сообщила, что в нем содержится поручение (она использовала именно это слово) передать «Троицу в ВХНРЦ для реставрации сроком на один год, после чего картина будет передана в аренду РПЦ на 49 лет и помещена в Троице-Сергиеву лавру, т.е. практически бессрочно. Были ли указаны «один год» и 49 лет в письме Обрывалина – неизвестно до сих пор.

Во-вторых, на заседании было констатировано, что передать объект в ВХНРЦ в том темпе, который придумал Обрывалин, невозможно, поскольку:

а) для реставрации объекта по закону реставрационный совет ГТГ должен подготовить реставрационное задание, но подготовить его с 16 и до вечера 18 июня невозможно с учетом того, что 17 и 18 июня – выходные дни, суббота и воскресенье, но даже если работать и в эти два дня – все равно не успеть;

б) ВХНРЦ не имеет условий для содержания объекта, для того, чтобы выдержать ТВР (температурно-влажностный режим), нет нужной аппаратуры, а квалификация реставраторов в ГТГ не ниже, а, возможно, и выше квалификации реставраторов ВХНРЦ, которые имеют дело с «Троицей» много лет и хорошо ее знают; к тому же сотрудники ВХНРЦ пришли в ужас, узнав, какую роль МК отвело им в своих сомнительных играх, хотя начальство там сразу же взяло под козырек;

в) «Троица» не нуждается в реставрации, ей необходимы покой в депозитарии ГТГ, мониторинг и укрепление (консервация) проблемных участков, что прямо следует из протокола заседания расширенного реставрационного совета ГТГ от 15.05.2023.

Вот здесь надо остановиться и проанализировать письмо Обрывалина с учетом только что сказанного. Тут все не так просто.

1) Очевидна некомпетентность как самого С.Обрывалина, так и сотрудников, которые подготовили письмо за 15 июня 2023 г., но при этом не знали, что просто так отфутболить «Троицу» из ХХС в ВХНРЦ нельзя, противозаконно, что нужно сначала закрыть первый договор ГТГ с РПЦ, а потом подготовить второй договор – ГТГ с ВХНРЦ, а также подготовить реставрационное здание. При этом еще и проверить, есть ли надлежащие условия в ВХНРЦ, и узнать мнение об этом не у директора, а у сотрудников. А если знали, но демонстративно проигнорировали – так еще хуже, еще непрофессиональнее. Т.е. непрофессионализм сотрудников МК выразился, прежде всего, в незнании или игнорировании обязательных процедур, предусмотренных законодательство о музейном деле.

2) Непрофессионализм сотрудников МК, включая первого заместителя министра, следует также из решения о направлении «Троицы» на реставрацию, в то время как она в ней не нуждается, причем на реставрацию именно в ВХНРЦ, что предписано без какой-либо мотивировки, просто так, чисто волюнтаристски, и к тому же без консультаций с научными сотрудниками ГТГ, с отделом древнерусского искусства.

3) Непрофессионализм следует также из придуманного срока – один год на реставрацию в ВХНРЦ. Чем этот срок вызван, кто и как его определил? Срок никак не мотивирован.

4) Наконец, неслучаен гриф ДСП на письме Обрывалина. В МК при всей их некомпетентности догадывались о сомнительности, если не о прямой противозаконности того, что они придумали, поскольку после решения расширенного реставрационного совета ГТГ от 15.05.2023 и зафиксированного в нем состояния «Троицы» подобное манипулирование объектом XV века является преступлением, подвергающим этот памятник культуры опасности разрушения.

Невозвратом «Троицы» в ГТГ решается важнейшая задача: невозможность достоверно определить повреждения, которые картина могла получить вследствие транспортировки в ХХС и пребывания там. То есть выдуманная и ненужная реставрация – это просто циничный предлог, чтобы не возвращать объект в депозитарий ГТГ, откуда выцарапывать картину будет неимоверно сложно.

Лично я сразу усматриваю, в том, что делается с «Троицей», признаки ст. 167 УК РФ «Умышленные уничтожение или повреждение имущества» со значительным ущербом. Наказание по этой статье – исправительные работы на срок до одного года, либо принудительные работы и на срок до двух лет, либо арест на срок до трех месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет. Поэтому письмо из МК решили сделать служебной тайной, а в лучах прожекторов оставить руководство ГТГ, которому не дать опомниться и всю операцию по изъятию «Троицы» провести в темпе блицкрига.

Напомню, что г-н Гундяев хотел отправить «Троицу» на один год в ХХС, а потом навсегда – в Троице-Сергиеву лавру. Перемещения объекта в ВХНРЦ позволит все это спокойно проделать. Как только «Троица» окажется там, может «неожиданно» выясниться, что реставрация ей не требуется, поэтому ее можно в рамках договора между ВХНРЦ и РПЦ отправить сначала в ХХС, а потом и в Троице-Сергиеву лавру на 49 лет, т.е. навечно.

Попутно МК может, когда объект окажется в ВХНРЦ, вывести его из фондов (инвентаря) ГТГ и перевести в фонды (инвентарь) ВХНРЦ, хотя ВХНРЦ не имеет права, не являясь музейной организации, иметь в инвентаре на постоянной основе объекты Музейного фонда. Но эта незаконная операция была проделана с «Богоматерью Торопецкой» из Русского музея на основании приказа Министерства культуры РФ от 04.10.2011 № 959, после чего икона поехала дальше, в религиозную организацию – храм Александра Невского, находящийся в элитном коттеджном поселке «Княжье озеро» в Истринском районе Московской области (мою статью «Каковы шансы вернуть Торопецкую икону в Петербург?», размещенную на сайте журнала «Город 812» 29 декабря 2017 г., см. тут). Почему бы такую же противозаконную операцию не проделать снова, чтобы ублажить РПЦ?

А дальше случилось следующее. Узнав о поручении Обрывалина, директор ГТГ Проничева, находившаяся в Петербурге на ПМЭФ, экстренно вернулась в свой кабинет в музее. Судя по репликам Т.Городковой, которая вела заседание 16 июня, Проничева сидела в кабинете и слушала, что происходит в конференц-зале. И вечером этого же дня поехала в МК и, ссылаясь на невозможность оформить за 17 – 18 июня 2023 г. все нужные документы (новый договор с ВХНРЦ и реставрационное задание, утвержденное реставрационным советом ГТГ) добилась того, что «Троица» будет висеть в ХХС еще месяц, до 19 июля 2023 г.

Надо только понимать подлинный смысл этого события: это ни в коем случае не победа музея, Проничева просто поймала С. Обрывалина на непрофессионализме и отсрочила перемещение «Троицы» в ВХНРЦ на один месяц. Но в принципе не решила ничего, по крайней мере, ничего больше не сообщила.

Безусловно, этот месяц сотрудники ГТГ могли бы использовать для громкого скандала, скажем, для обращения к Генеральному прокурору или к А.Быстрыкину, обвинив МК и лично С.Обрывалина в подготовке преступления по признакам не только упомянутой ст. 167 УК РФ, но также по признакам ст. 285 УК РФ – злоупотребление должностными полномочиями. Что же касается халатности (ст. 293 УК РФ), то она, говоря словами Глеба Жеглова, у С.Обрывалина уже написана на лбу. Однако, судя по поведению сотрудников ГТГ на заседании 16 июня, я с трудом могу представить, что они способны на обращение к Генпрокурору или к председателю Следственного комитета, в последнее время весьма ревностно защищающему объекты культурного наследия. Бунт на коленях в данном случае не подходит, надо с колен подняться и высказаться прямо о том, что творит МК, а попутно о личной некомпетентности С.Обрывалина, принимающего судьбоносные решения.

Кстати, я посмотрел его curriculum vitae (см. тут). Никакого отношения к культуре, к искусству: «Аэрофлот», бизнес, совет директоров, потом советник Мединского… И вот теперь этот человек решает судьбу «Троицы» Андрея Рублева, даже не зная законодательства о музейном деле? Это как вообще?!. «Троица» – это общенародное достояние или личная собственность г-на Обрывалина, который, судя по его поступкам, не ведает, что творит?

И последнее. Остается непонятным, откуда взялся срок в 49 лет, о котором долго и упорно говорила на заседании 16 июня 2023 г. Татьяна Городкова, главный хранитель ГТГ. Якобы саму «Троицу» при этом оставят числиться в фондах ГТГ вследствие «неделимости музейной коллекции». Участники заседания однозначно высказались о том, что для «Троицы» тюремное заключение в монастыре – верная гибель, поскольку для экспонирования музейных объектов Троицкий собор лавры не годится. Но Городкова говорила про эти 49 лет в лавре как о деле решенном. Написал ли ей про 49 лет все тот же С.Обрывалин или кто-то другой устно надул это в уши Городковой?

Хорошо бы задать этот вопрос в обращении в Генпрокуратуру или в Следственный комитет. Оснований для заявлений в эти организации более, чем достаточно.

Михаил Золотоносов

 На фото кадры из фильма А.Тарковского «Андрей Рублев» (1966)