Петербургский дизайнер Давид Авакян, который занимался брендингом Музея Фаберже, а сейчас занимается ребрендингом Музея истории Петербурга, призывает реабилитировать корпоративные и праздничные флаги. С призывом он выступил в Союзе дизайнеров СПб. «Город 812» послушал и задал вопросы.
– Разве сейчас вывешивание корпоративных флагов в историческом центре Петербурга запрещено?
– Формально – нет. Это негласная разнарядка. Но существующий порядок прохождения согласований в Городском центре размещения рекламы (ГЦРР) ставит крест на подобных видах инициатив. Все дело в чиновничьем усердии.
В 1990-е годы основные городские магистрали были практически захвачены рекламными бизнес-группами, близкими к администрации города. Это привело к тотальному заполнению пространств главных проспектов рекламным «мусором» перетяжек и действительно изуродовало титульные виды городских перспектив. С приходом администрации Валентины Матвиенко появилось осознание ответственности за культурное достояние перед горожанами, и Петербург постепенно стал избавляться от «рекламной шелухи». Нормализовались требования к размещению рекламы в историческом центре. Не без серьезного сопротивления исчезли и перетяжки, открыв красоту архитектуры.
Но, как это часто бывает, с водой выплеснули и младенца! Флаги в одночасье стали нежелательным элементом в историческом центре. На эту несправедливость я и хочу обратить внимание общественности.
– Представим, что все флаги разрешены. За полотнищами опять не будет видно зданий.
– Ну как возможно флагами закрыть здание? Если бы наш город был единственным на всей планете, можно было бы сомневаться. Но примеров использования этого атрибута множество. Нужно понимать, что речь идет не о каком-то нововведении, а об исторически сложившемся культурном явлении, характерном для морских европейских городов, в числе которых и Петербург. Достаточно обратить внимание на огромное количество старинных кронштейнов для флагштоков в центре города, чтобы понять, насколько это было органично среде. Другое дело – эта традиция была на время прервана, и теперь специалистам необходимо восстановить ее.
– Значит, нужен регламент?
– Какие-то правила, безусловно, необходимо прописать. Но всем должен править здравый смысл. Будет полезен и опыт соседей.
– Тогда каковы основные параметры: размер, цвет флагов, вид флагштоков и т.д.?
– К примеру: на каком минимальном уровне от земли возможно устанавливать флагштоки, какие конструкции допустимо использовать и тому подобное. Наверняка потребуется учитывать и размер полотнища применительно к конкретным особо оберегаемым зданиям. Но все эти моменты необходимо решать специалистам – дизайнерам, инженерам, – а не сваливать на плечи «безвестных героев» из ГЦРР.
– Были удачные примеры флагов и дизайна из них из практик до 1917 года?
– Их достаточно много. Нужно помнить, что строительство Петербурга – амбициозный проект амбициозного самодержца, который должен был показать миру новую Россию. Это, безусловно, был самый современный европейский город страны. Поэтому он впитал в себя все заметные атрибуты городов Северной Европы, с которой Петр был хорошо знаком. Петербург до 1917 года – один из европейских центров цивилизации со всеми присущими мировым столицам культурными кодами: архитектура, гербы, флаги, пышные украшения улиц и площадей. Все было органично и создавало атмосферу праздника и величия.
– А после 1917 года разве флаги перестали использовать?
– После 17-го большевики перенесли столицу в Москву. С этих пор она стала ареной основных массовых празднований с использованием большого количества флагов. Петербургу досталась роль города второго плана. Но и в советское время, во всяком случае, на начальном этапе, роль флагов как символов новой власти не игнорировалась. Эта традиция начала отмирать после Великой Отечественной войны. В качестве наиболее интересного события в этот период я бы отметил комплексное оформление города к празднованию 50-летия Октября. Тогда в этом грандиозном проекте приняли участие и художники-профессионалы, и студенты профильных вузов. В частности, студенты ЛВХПУ им. В. Мухиной, в котором мне впоследствии посчастливилось учиться.
Некоторые эскизы праздничного оформления к 1967 году можно увидеть на выставке Музея истории Петербурга в Петропавловской крепости.
На излете Советского Союза сложилась такая ситуация: в московской жизни флаги не прижились. Это и понятно – город не морской, не продувается всеми ветрами. А Ленинград превратился в областной центр, оставшийся на задворках большой политики. Напоминанием о былой роскоши до сих пор служат изящные металлические флагштоковые кронштейны практически на всех домах исторического центра.
После завершения советской эпохи у города появился шанс восстановить утраченное наследие. Было приятно вновь увидеть гюйс на историческом месте – сигнальной башне Петропавловской крепости, флаг на Зимнем дворце и Михайловском замке, Андреевский стяг над Адмиралтейством. Но сила инерции была достаточно велика. Я помню, мы часто предлагали нашим клиентам в рамках создания корпоративного стиля использовать флаги. Очень немногие руководители понимали значение этих атрибутов. Ситуация кардинально поменялась в 2000-е с приходом на наш рынок западных корпораций. Они вновь привнесли эту культуру в городской контекст. Сейчас трудно себе представить автоцентры, моллы, заправки и фестивали без развевающихся полотнищ. Но все это происходит преимущественно в новых районах. Центр по-прежнему мертв. И это сигнализирует о нездоровом состоянии города.
– Вот Дворцовый мост то и дело украшают флагами – ПМЭФ, футбол…
– На мой взгляд, в глаза бросается низкое качество исполнения и унылый дизайн. И количество флагов в некоторых реализованных оформлениях видится чрезмерным.
– Какие города надо брать в качестве образца?
– В приморских городах – Стокгольме, Копенгагене, Осло, Гамбурге, Хельсинки – флаги флаги активно используются не только на стенах, но и на крышах зданий. Назначение у них разное. Это и коммерческие символы, и общественные проекты, и государственные. Все это сбалансировано и находится в гармонии с окружающей средой.
Совершенствуются материалы и техническое оснащение флагштоков. Сейчас это прочные и легкие кевларовые конструкции, которым не страшны сильные ветровые нагрузки.
– Растяжки между колоннами – а вам они, как я понимаю, нравятся – разве не испортят архитектуру высокого классицизма?
– Нужно понимать, что у традиционных музейных институций очень ограничены варианты рекламных коммуникаций. Как правило, они расположены в исторических зданиях, особо охраняемых законом. Монтировать на фасадах специальные конструкции никто не позволит. Поэтому общемировой практикой является использование межколонного пространства, которое позволяет максимально деликатно использовать архитектурный объект.
В свое время, когда мы занимались проектом ребрендинга Русского музея, мы предложили использовать для рекламы музейных мероприятий межколонные пространства на центральном фасаде Михайловского дворца. Пять лет назад эта идея восторга у руководства не вызвала. Сейчас я вижу, как эти мысли подхвачены и живут. Рад, что совет оказался полезен.
– Уверен, что градозащитники встретят вашу идею с ужасом.
– Необходимо разъяснить и обществу и управленцам, что эти старинные атрибуты неспроста производят такое впечатление на людей. Они создают позитивную атмосферу. А позитивная картинка влияет и на инвесторов.
Вадим Шувалов