Твой папа совсем не умеет рисовать

В венской Альбертине открыта грандиозная ретроспективная выставка, посвященная 100-летию Роя Лихтенштейна, художника, имя которого стало синонимом поп-арта. Лихтенштейн не просто оставил след в истории искусства. Он создал колоссальный и неповторимый стиль, сделав это самостоятельно, без какой-либо посторонней помощи.

.

Поп-арт вышел из под парты

Родившийся 27 октября 1923 года в Нью-Йорке, Лихтенштейн начал свою карьеру как художник и преподаватель, но вскоре его стиль эволюционировал в направлении, которое принесло ему мировую известность.

Произошло это практически случайно, а виной его успеха стал маленький сын-младшеклассник. Одноклассники хорошо знали, что папа их приятеля много рисует. Более того, они знали, что папа любит абстрактные живописные работы.

Детский ум бывает порой невероятно конкретен и пытлив. Так случилось и с хулиганистыми одноклассниками Лихтенштейна младшего.

“Твой папа не умеет рисовать”, – заявили они ему в ответ на рассказы о стиле картин, в которых работает Рой.

“Ну что же”, – сказал отец Лихтенштейн, когда услышал от сына душетрепательный рассказ о внеклассном худсовете.

“А что они скажут на это? Может быть, мой Микки Маус их убедит?” И папаша Рой недолго, но крайне плодотворно думая, скопировал из журнала комиксов рисунок с Микки.

В тот памятный для истории день 1961 года до продажи за сумму, превышающую 94 млн долларов, одной из самых дорогих работ современного искусства Роя Лихтенштейна “Сестра” на аукционе Сотбис оставалось чуть меньше 47 лет.

.

Самолет с вертикальным взлетом стартовал из окна третьего класса школы

Впрочем, одноклассники Лихтенштейна-младшего  тогда об этом не догадывались – но самолет с вертикальным взлетом мирового поп-арта в тот день стартовал из окна третьего класса неприметной школы. И уже через пару лет пандемия поп-арта накрыла большую часть дорогих ребят и уважаемых товарищей взрослых по всему земному шару.

В XX веке так было уже не первый раз в истории искусства. Собственно также слуилось и с восстановлением модерна в 1893 году, который пробил ростки в особняке профессора Таселя в Брюсселе. А уже менее чем через год с легкой руки архитектора Виктора Орта распространился по всей Европе.

И сегодня плакатные полотна Лихтенштейна с растровыми точками входят во все учебники истории искусства. Разумеется, отвоевавшему вместе с союзниками всю норманскую часть второй мировой, Лихтенштейну ничто человеческое не было чуждо: он ходил в театры Гарлема, любил джаз. Поэтому вы можете увидеть немало портретов музыкантов на ретроспективной выставке. Там представлены живописные, графические и скульптурные работы из более 30 музеев мира.

В 1960-х Лихтенштейн начал создавать уже достаточно большие картинки и картины, вдохновленные коммерческой рекламой и комиксами. Его работы отличались четкими линиями, яркими цветами и использованием точечной растровой техники, имитирующей печать. Эти элементы, в сочетании с ироничным и часто критическим взглядом на современную культуру, сделали его одним из самых узнаваемых художников второй половины двадцатого века.

Взрывной успех

Одной из самых знаменитых работ Лихтенштейна стала  картина “Взрыв” (1963 год), на которой изображен момент взрыва, выполненный в стилистике комиксов. Эта работа не только характерна как образец приема мастера, но и является знаком, точкой отсчёта поп-арта.

Лихтенштейн продолжал экспериментировать с различными материалами и техниками на протяжении всей своей жизни, включая металл, керамику и даже кинематографию. Его влияние ощущается и сегодня, работы Лихтенштейна продолжают вдохновлять новые поколения художников.

Секрет в шкафу

Рой Лихтенштейн скончался 29 сентября 1997 года. Вероятно, случайно спрятав в один из шкафов в своей мастерской уже проданную в музей небольшую картину. Ничего не подозревающая жена заявила в полицию о пропаже произведения, которое уже на тот момент стоило, если не сумму с шестью, то уж всяко с пятью нулями.

Разумеется, полиция никакого взлома не обнаружила, а через пару месяцев, открыв очередной шкаф, супруга художника нашла пропажу.

Теперь произведение Лихтенштейна можно увидеть в музеях по всему миру. Конечно, вы можете сказать, что такие заслуженные деятели и ударники поп-арта как Энди Уорхол, Кит Харинг, Уэйн Тибо, Джефф Кунс не менее значимы, чем Лихтенштейн. Вполне возможно. Но они не рисовали сыну Микки Мауса (он, кстати, также представлен юбилейной экспозициии) из которого вырос тектонический сдвиг в цивилизации искусства XX века, который ещё долго не расхлебать в исследованиях академических културологов и маститых искусствоведов. Далеко не младшеклассного возраста.

.

Наша справка. Альбертина — один из наиболее значимых европейских арт-музеев, специализирующийся на графике и живописи. Известен своей коллекцией рисунков и гравюр, включая работы Альбрехта Дюрера, Густава Климта и других художников.

Наряду с Государственным Эрмитажем Венская Альбертина является хранилищем уникальных произведений искусства, привлекающих внимание посетителей со всего мира.

В 2013 году в Государственном Эрмитаже была организована выставка “Шедевры искусства XX века из собрания Альбертины” с произведениями мастеров этого времени .

Алексей Шолохов