Тятя, тятя, наши сети…

Петербург зависит от сетевой торговли, как ни один другой регион России. Доля проникновения сетей в оборот торговли в Петербурге (по оценкам независимых аналитиков, Федеральной антимонопольной службы и даже городских чиновников) уже перевалила за 70 процентов и подбирается к 80. Одновременно известно, что кризис серьезно ударил по ритейлу. Чем это обернется для сидящего на игле сетевой торговли Петербурге?

Только одному крупнейшему российскому ритейлеру X5 (магазины “Пятерочка”, “Перекресток”, “Карусель”) в городе, по данным Федеральной антимонопольной службы, принадлежит около 35% рынка Петербурга. Для сравнения: аналитики инвестбанка  “Ренессанс капитал” утверждают, что ни  в одном регионе России ни у кого из торговцев нет и 15% от общего оборота. У такого распространения ритейла в Петербурге есть и обратная сторона: число занятых в сетевой торговле сравнимо с работниками промышленности, поэтому на судьбу сетей власти не могут просто так махнуть рукой.

По данным Комитета экономики, в Петербурге в 2006 – 2007 годах открывалось по 1100 магазинов ежегодно, абсолютное большинство из них – сетевые. Все они строили или арендовали новые торговые комплексы и склады за кредитные деньги. Теперь банки перестали давать кредиты, и перекредитоваться ритейлерам практически негде.

Источник, близкий к акционерам крупной торговой сети и хорошо знающий ситуацию на рынке, считает, что без государственных вливаний ритейл не выживет, уже сейчас строительство многих новых гипермаркетов  заморожено. То, что осенью еще открывались новые магазины, не должно вводить в заблуждение – они строились на докризисные кредиты. И, возможно, многие открывшиеся объекты проработают очень недолго, говорит участник рынка. Уже сейчас ряд “новичков” работают только днем, несмотря на вывеску “24 часа”, а другие супермаркеты торгуют с сильно усеченным ассортиментом.

Торговля хочет занять из бюджета при посредничестве госбанков от 25 до 50 миллиардов рублей, среди просителей самые распространенные в Петербурге магазины “Дикси”, торговые точки сети Х5, “Лента”, “Патэрсон”,  “О’кей”, “Копейка”, “Виктория” и др. Масштаб запрашиваемых сумм говорит о том, насколько серьезно кризис поразил сетевиков.

Специалисты говорят, что больше всего сейчас страдают те, кто развивался наиболее активным образом, – кроме сетей гипермаркетов, это аптечные сети и салоны сотовой связи. Аптеки живут  благодаря не торговле аспирином, а дорогостоящими препаратами, косметикой, биологически активными добавками. Большая часть этих товаров не относится к товарам повседневной необходимости, и от них, как ожижается, в первую очередь откажутся потребители в период увольнений и сокращения зарплат. Про торговцев мобильными телефонами основатель компании “Евросеть” Евгений Чичваркин несколько дней назад предельно четко выразился: “Сотовая розница в ближайшее время умрет”. Крупнейший в Петербурге ритейлер Х5 уже признает снижение платежеспособного спроса. В качестве выхода заявляет: “Мы сфокусируемся на проектах с быстрым сроком возврата инвестиций, приоритет будет отдан дискаунтерам и магазинам на арендованных площадях”.

Как прогнозируют отдельные эксперты, если умрет хотя бы одна из крупных сетей любой специализации (но в первую очередь продуктовая), это бумерангом ударит по всем звеньям рынка (производителям, строителям, бюджету и т.д.). Кроме того, банкротство крупной торговой сети вызовет психологический резонанс: население может начать скупать “соль и спички” (вариант – “кофе и прокладки”), в паническом ожидании закрытия всех приличных магазинов и последующего дефицита. Подобные панические настроения на потребительском рынке выливаются обычно только в рост инфляции.

Наконец, складывающая ситуация может привести к тому, что одна сеть окажется сильнее или ближе к центрам власти и денег, чем прочие, и начнет скупать конкурентов. На рынке всерьез поговаривают, что такая монополия вполне может появиться, и даже – с государственным участием, ведь деньги на покупку слабых игроков придут из госказны, очевидно в обмен на доли в акционерном капитале.     

Евгений Никитин


Проблема ритейлеров
(по официальным данным самих компаний)
Сеть что происходит
“Эльдорадо”, крупнейшая сеть
магазинов бытовой техники
Из сети выделино380 телефонных
магазинов, их собираются продать
Аптечная сеть “36,6” Закрыла десятую часть аптек
(125 точек)  собирается продать производство “Верофарм”
“Патэрсон”, сеть универсамов Персонал сокращен на треть
“Дикси” В 2009 году вдвое сократит инвестиции в развитие сети
“Матрица”, торговля электротехникой  Не может погасить облигации на 1,2 миллиарда рублей
Х5 Чистый убыток в третьем
квартале – $14,7 миллиона, уменьшит инвестиции в 2009 году в 2 раза
“Копейка” Остановила строительство новых магазинов
   

_______________________________________________________________________
КОММЕНТАРИИ :

Система ритейла показала свою эффективность

Алексей Кривошапко, директор Prosperity Capital Management:

– Петербург  действительно единственный город в России, в котором сетевые компании занимают столь большую долю в обороте торговли – более 80%. Связано это, я думаю, с тем, что в Северной столице – либеральное законодательство в отношении продажи земли и достаточно много предпринимателей, готовых заниматься сетевым бизнесом. Такова была сознательная политика городских властей на протяжении последних 7 – 8 лет. И я бы не сказал, что эта политика порочна – она предельно рыночна и способствует развитию конкуренции: у кого есть деньги и возможности построить на земле магазины, а затем  начать бизнес – пожалуйста.

Ставка на сетевой бизнес, на мой взгляд, показала свою эффективность как у потребителей, так и в большой экономике – сети добросовестно платят налоги и не вызывают глобальных претензий у потребителей.

В период экономического кризиса государство решило помочь ритейлу кредитами – прекрасно, хотя, на мой взгляд, ритейловый бизнес нашел бы выходы из ситуации и без господдержки. Ведь положение далеко не катастрофическое – финансовая политика перекредитования, которую вели многие сетевые компании, означает всего лишь слишком большую агрессию – они хотели быстрее расти, увеличивая долг. И если сейчас какая-то компания почувствует свою несостоятельность, думаю, она не будет закрывать магазины, просто бизнес будет продан другой сетевой компании и система ритейла продолжит свое существование.
__________________________________________________________________
ЭКСПЕРТНАЯ СЕТЬ: Работа — не волк, вылетит — не поймаешь.