На днях сенатор и член генсовета «Единой России», в прошлом – московский банкир, Андрей Хазин заявил: «И Эрмитаж, и Русский музей, и Третьяковка должны открыть филиалы на Дальнем Востоке. Почему Эрмитаж открывает филиалы в Ферраре и Лондоне, а во Владивостоке нет?» По мнению сенатора, музеи могли бы поспособствовать «сохранению единого культурного пространства». «Город 812» попросил директора Эрмитажа Михаила Пиотровского прокомментировать эти заявления.
– Эрмитаж прислушается к заявлениям сенатора и пойдет на Дальний Восток вместо Запада?
– На российском Дальнем Востоке уже существуют филиалы Эрмитажа. Художественный музей Хабаровска почти полностью состоит из высококлассных памятников западноевропейского искусства, переданных туда из Эрмитажа и постоянно там находящихся. Аналогичная ситуация с другими музеями Дальнего Востока.
Если заботиться о единстве культурного пространства, то сначала нужно позаботиться о единстве физического пространства. Любые планы по передвижению произведений на Дальний Восток сталкиваются с совершенно непреодолимыми транспортными проблемами. На железной дороге нет страхования. Самолеты, которые берут на борт произведения искусства, не летают. Чтобы вернуть в Хабаровск картину Гарофало (в прошлом из эрмитажного собрания, которую вместе с тремя картинами этого художника из Эрмитажа мы демонстрировали в Италии), пришлось нанять такой самолет, которым располагает только МЧС.
Люди, живущие на Дальнем Востоке, знают эту проблему, ее надо решать в первую очередь. И здесь многое зависит от активности региональных властей.
У Эрмитажа есть большой выставочный центр в Казани. Чтобы он состоялся, руководство Татарстана в течение многих лет проводило выставки, реконструировало музеи. Иными словами, работало с Эрмитажем, чтобы нам там было интересно вести свою деятельность.
У нас есть “свои” залы в Великом Новгороде, Калининграде, Липецке, где мы постоянно проводим выставки. Там мы встречаем громадный интерес и публики, и властей. Готовим несколько проектов для Поволжья – в Самаре и Саратове. Там нас ждут.
Скоро покажем в Астане парадное оружие из нашего Арсенала, ведем переговоры о выставке мусульманского искусства в Баку и т.д. Это – не исполнение долга, это – политика музея, который идет туда, где ее легче всего осуществлять.
Наша обязанность сохранять и показывать культурное наследие, а не открывать филиалы. Слово “должен”, в данном случае, звучит даже не старомодно. Конкретный регион должен создать такие условия, чтобы Эрмитаж предпочел его всем остальным.
– И какие условия надо создать?
– Начнем с того, что при проведении любой выставки мы требуем положительных ответов на 300 вопросов по обеспечению безопасности. Фактически мы добиваемся реконструкции зданий музеев под наши проекты.
– Во Владивостоке в 2012 году пройдет саммит лидеров Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Под него выделяется федеральное финансирование. Может быть, что-то достанется культуре?
– Я понимаю, что для церемоний АТЭС понадобится помпезная выставка. Но выставки надо делать для жителей Дальнего Востока, а не для важных гостей. Они бывают и в Москве, и в Петербурге достаточно часто.
– А где бы вам было интересно сделать выставочный центр?
– После Казани мы занимается Выборгом. Созданию такого центра должна предшествовать серия эрмитажных выставок.
– На Западе, после Феррары, будут новые большие проекты?
– В Ферраре работает не выставочный, а исследовательский центр, где на итальянские деньги мы занимается изучением итальянских коллекций Эрмитажа. Мы ведем переговоры с разными странами, но сейчас на очереди – Выборг, туда направлены главные усилия. Центр должен открыться там летом 2010 года.
– Можно ли кратко сформулировать условия, необходимые для открытия эрмитажного центра?
– Нет. Центр – это особая, исключительная вещь, эрмитажное ноу-хау. В общих словах к появлению центра должна быть готова публика, готовы власти, которые должны работать не для галочки, а на важное событие в жизни региона. Именно так было сделано в Голландии, где открытие центра “Эрмитаж-Амстердам” стало общенациональным событием.