Напишешь про какой-нибудь новый закон или введенное указом ограничение, обязательно в числе прочего получишь комментарии, что, мол – ерунда, не стоит внимания. Или же высказывания о целесообразности, «несмотря на методы».
1) Поборники целесообразности обычно указывают на «благую цель», оправдывающую ущемления и ограничения. Принуждение вас к их исполнению без вашего согласия – лишь способ ее достижения. А вот когда прекрасная цель будет достигнута, то…
То ограничения никуда не денутся. Ни эти, ни другие – будут только размножаться по той же логике. Вашего согласия уже не спросят, раз прежде без него легко обошлись (примеры нужны, или они очевидны?).
Потому что это – не о цели, не о важности ее достижения.
Это – о ваших правах.
Которые у вас отбирают, не доказав, что без них вам будет лучше, что цель того стоит.
Потому что это невозможно доказать.
Если цель требует ограничения ваших прав – в ней, в ее основе заложено сокращение пространства личных свобод.
2) «Вам трудно, что ли?» «Ой, такая мелочь, о чем вы!» Или – «заботитесь только о своем комфорте, в то время как…»
Нет, не трудно. Допустим, мелочь.
Но это – не о масштабе создаваемых трудностей. Не о личном комфорте.
Это – о ваших правах.
Которые вы отдали, сочтя их неважными. Не увидев смысла их отстаивать.
3) Отдельное удовольствие читать, что закон (указ) будет исполняться только в отдельных случаях, каких-то вопиющих, крайних, каких-то особо вредных для общества, а «на самом деле» вообще никому не угрожает и ничего не меняет. И тут же – «вот я, например…» И еще десятки примеров того, что «все нормально». Надо, мол, не нарываться, и все будет – ок!
Эта каша в отдельных головах вообще не поддается деконструкции и не может быть опровергнута никакой логикой.
Но она – тоже о ваших правах.
О правах, которых в этих головах нет начисто.
И потому они уже под большим вопросом.
Потому что мы, люди, не наделены никакими правами «от природы».
Декларация прав человека – результат многовекового, многотысячелетнего развития индивидуального и общественного сознания. Результат того, что сообщества научились осознавать себя сложными комплексами индивидуально-самоценных воль в их взаимосвязях и взаимозависимостях. Пришли через тысячелетия стадного выживания к признанию ценности индивидуального бытия. К пониманию общей пользы такого подхода. И от этого еще понадобились столетия для обозначения и формулирования прав человека.
Представления о праве и правовых основаниях законов базируются на очень слабом и подвижном фундаменте – на нашем сознании.
Если в сознании большинства таких представлений не будет, то у нас не будет никаких прав.
Марина Шаповалова