Главным культурным событием недели стала информация о готовящейся передаче иконы «Богоматерь Одигитрия» («Торопецкая») из фондов Русского музея в храм в коттеджном поселке Павлово-Слободское Московской области. Оказалось что разговоры об уязвимости музеев, даже самых крупных – не фикция, а проза жизни. После требований переместить «Троицу» из Третьяковской галереи в Троице-Сергиеву лавру пришла очередь Русского музея.
24 ноября патриарх Кирилл направил министру культуры Авдееву просьбу предоставить Торопецкую икону “для временного пребывания” в новый подмосковный храм. Уверяют, что это было сделано по инициативе частного предпринимателя, построившего vip-поселок и храм. Реакция культурных чиновников было скорой – уже на следующий день, 25 ноября в Русский музей ушло письмо за подписью Р. Колоева, директора департамента культурного наследия и изобразительного искусства Минкульта. В нем директору ГРМ Владимиру Гусеву сообщается, что “по поручению руководства Минкульта” департамент рассмотрел просьбу и “считает возможным передачу иконы” сроком на один год. От г-на Гусева требуется: в “оперативном порядке” назвать кандидатуру от музея в комиссию по передаче.
Этот слог напоминает конец 1920-х – начало 1930-х годов, когда в музеи приходили циркуляры о выдаче “Антиквариату” Рафаэля и Рембрандта. Тогда было примерно так: “Отдайте Ван Эйка, или Ван Дейка, много у вас там всякой живописи. – Укажите точнее, не нашли. – Ищите быстрее. – Нашли, но картина в очень плохом состоянии”.
25 ноября десять сотрудников отдела древнерусского искусства Русского музея во главе с его заведующей Ириной Соловьевой написали служебную записку директору ГРМ Гусеву. Цитата: “Доводим до Вашего сведения, что икона “Богоматерь Одигитрия” (“Торопецкая”) первой половины XIV в. (ДРЖ 2093) ни при каких обстоятельствах не может быть выдана из стен ГРМ.
Состояние сохранности древнего и уникального памятника древнерусского искусства, не имеющего аналогий в восточнохристианской живописи, не позволяет организовать его транспортировку, перемещение и дальнейшее хранение вне музейных условий.
Напоминаем, что ГРМ никогда за все время пребывания иконы в его фондах не передавал произведение на временное хранение за пределы музея.
Икона “Богоматерь Торопецкая” является одним из древнейших памятников отечественного искусства, исчисляемых в мире единицами. Она представляет собой колоссальную ценность не только для собрания Русского музея, но и для национальной культуры в целом”.
Другая цитата, руководитель пресс-службы патриарха г-н Вигилянский: “Но тогда это вопрос к музею, который не может отреставрировать и закрепить эту икону так, чтобы ее можно было перевозить”.
Когда номер готовился к печати, стало известно, что в Москву для обсуждения “богоборческой проблемы” выехала группа сотрудников и экспертов Русского музея. Об итогах поездки они обещали сообщить на этой неделе.