Счастье и несчастье удаленной работы

Я пять лет сидела в онлайне и думала, что удаленная работа- это суперудобно, незатратно по всем видам ресурсов и оптимально для тех, кому сложно общаться с людьми (мне). Так оно и было, но я видела только статистику и цифры, которые исключительно нервируют, и неважно, вверх показатели ползли или вниз. Я думала только про курс валют, комиссии и экономику лайков и репостов.

Сейчас я первый месяц как выползла из гроба к своей команде в Москве, могу видеть свой проект в лицо пять дней в неделю с 13 до 20. И оказывается, в офлайне куча счастливых людей, которые, как правило, приходят к нам довольные и уходят еще более радостными. От этого градус тревоги снижается.

Даже появилось ощущение, что последний год я провела бездарным образом: можно было общаться вживую с коллегами и клиентами и просто быть счастливым, а не сидеть (и седеть) у компа.

Издержки остались прежними: постоянно общаться с людьми по-прежнему не для всех (не для меня точно: я как будто в шахте работаю, но в любимой шахте). Однако удаленка как будто бы имеет большие и неочевидные минусы: всем кажется, что они оптимизируют свое время и сейчас «заживут по-настоящему», но на самом деле меняют реальную жизнь на компьютер.

Философ Агамбен в самом начале пандемии (когда многие обрадовались дистанту) написал статью «Реквием по студентам» про удаленное образование и привел в статье хороший аргумент про необходимость общности студентов: «Европейские университеты родились из студенческих ассоциаций – universitates – и они обязаны своим именем именно им. Быть студентом означало, прежде всего, вести образ жизни, при котором обучение и прослушивание лекций, безусловно, имело важное значение, но не менее важным была встреча и кропотливый обмен мнениями с другими scholarii, которые часто приезжали из самых отдаленных мест и группировались в соответствии с местом их рождения в nationes. На протяжении веков этот образ жизни по-разному менялся, но неизменной, от clerici vagantes средневековья до студенческих движений ХХ века, являлась социальная составляющая феномена».

Агамбен в этой статье ушел, конечно, в какой-то психоз (см. конец его текста), но вообще, как мне кажется, спустя три года по существу он во многом оказался прав.

Дина Тороева