Удивительные рядом

Боевики в последнее время из развлекательного жанра стали превращаться в жанр почти не умственный. В них начали появляться цитаты из более серьезных картин, сценаристы начали шутить особенно тонко, а актеры перестали просто махать ногами. Но новый фильм Сталлоне «Неудержимые» – совсем другая история

  Мне нетрудно признаться в симпатии к книжкам Дарьи Донцовой и прочих отечественных детективщиц. Я прониклась к ним нежным чувством, когда училась в университете. Устав от зубрежки экзаменационных билетов вроде “производство ротационных форм для печатных машин”, я во время сессии частенько “прикладывалась” к книжкам в ярких обложках и с названием вроде “Зеленая морковка должна умереть”. После их прочтения в голове образовывалась восхитительная пустота, и ротационные машины начинали казаться чем-то действительно значимым и интересным.

Примерно такое же отношение у меня к боевикам. Я очень люблю этот жанр, особенно фильмы, давно ставшие классикой, – “Крепкий орешек”, например. Боевики способны расслабить мозг очень сильно.  Но в последнее время боевики изменились. Взять хоть последнего “Рембо”. Сталлоне там, конечно, мочит всех направо и налево из гигантского пулемета, но в целом картина у него получилась гораздо более сложной, чем просто боевик. Это уже экзистенциальная драма.

Но его новый фильм “Неудержимые” – не такой. Во-первых, съемки картины затянулись: для голливудской продукции снимать фильм два года – почти нонсенс. Во-вторых, всех страшно интриговал кастинг. Сталлоне решил задействовать в своем фильме едва ли не всех суперменов Америки. В фильме не снялись разве что Жан-Клод Ван-Дамм и Стивен Сигал. Все остальные на месте. Ну и в-третьих, Сталлоне пообещал, что сделает все по старинке – с реальными взрывами и драками, без помощи компьютеров. По нынешним меркам, это подвиг.

И в “Неудержимых” это ощущение подвига не покидает ни на секунду. Смотришь на Сталлоне, Лундгрена, Шварценеггера, Джета Ли и даже Уиллиса и понимаешь, что все они уже старые. Но какие-то очень трогательно старые. Шварценеггер в мятых брюках и с вечной сигарой. Чисто выбритый Уиллис. Отмеченный множеством морщин Лундгрен. Перекачанный Сталлоне. Зловещий Эрик Робертс. Похожий на карикатуру на себя самого Микки Рурк.

Все они напоминают о девяностых. Даже в роскошном многозальном кинотеатре на Невском во время просмотра “Неудержимых” чувствуешь себя в постперестроечном видеосалоне.

На фоне старой гвардии молодые герои боевиков вроде Джейсона Стэтема выглядят бледновато, как будто на них не хватило красок. Несмотря на то что Стэтем играет в “Неудержимых” одну из главных ролей, он все равно в проигрыше. Ему досталась схематичная романтическая линия. А настоящие мужики никогда не переживают из-за баб. Они переживают, что в многочисленных драках навсегда утратили свой внутренний мир.

Сталлоне снимал свой фильм с удивительной щедростью. Ему не был важен сценарий – он уже не в том возрасте. Он делал зрелище для всех. И у него получилось.

Что касается юмора, то он здесь работает как бы сам по себе. “Встречаются в одном кадре Брюс Уиллис, Сильвестр Сталлоне и Арнольд Шварценеггер” – уже звучит, как анекдот.