Удмуртское альтернативное кино. «Мы, естественно, работаем по наитию»

В Петербурге прошел показ удмуртского экспериментального кино в рамках проекта «Внутри», для которого отбирались работы, созданные любителями из разных регионов России. Главной целью проекта было продемонстрировать, что любое новаторское видео может стать прорывным, запоминающимся, оставляющим след в душе, будь оно снято на бабушкину Nokia или на хендикам с барахолки. Показы проходили в крупных городах России в сентябре – декабре 2022 года.

В программу вошли картины, представленные удмуртским коллективом «Эмноюмно» («Божественный эликсир») – серия коротких видео, раскрывающих персональные истории жителей Удмуртии на основе финно-угорского фольклора. В основе философии творческого объединения, по словам его создателей, лежат этнофутуризм и сохранение подлинной национальной самобытности удмуртского народа. Культурные традиции, обычаи, обряды облекаются в форму видео-перфомансов: театрализованных представлений, музыкальных композиций, инсталляций.

Экспериментируя с формой, авторы пытаются возродить образы из удмуртского прошлого, взглянуть на мифы и легенды с совершенно новой стороны, при этом не забывая об индивидуальной составляющей каждого видео-сюжета.

После показа в Петербурге многие зрители говорили о том, насколько поэтично, человечно, близко и понятно им было представленное на экране, хотя зрители были довольно далеки от финно-угорской культуры.

 

  • Жон-Жон Сандыр

Один из создателей программы, Жон-Жон Сандыр, объяснял это тем, что этнофутуризм обращен к соединению двух полюсов в рамках единого направления: с одной стороны – того, что свойственно представлениям отдельно взятого народа, а с другой стороны –  постмодернистского проявления массовой культуры, использования новейших гаджетов. Именно поэтому даже не знакомым с удмуртской культурой людям несложно было считывать символы, с головой окунаться в чужой фольклор.

Жон-Жон Сандыр: «Мы даем второе дыхание, вторую жизнь целой культуре в нашем современном понимании. Этнофутуристы занимаются привлечением разнообразных образов из других культур – в собственную. Мы не замкнуты, мы открыты всему миру. Мы – не застоявшееся болото, на нас воздействуют, и мы также влияем на других. Для нас это процесс самоидентификации, процесс выражения собственного “Я”, а также поиска себя в мире, выходящем за рамки Удмуртии…».

Материал, вошедший в серию, был взят из коллекции, которую авторы собрали за 10 лет. В основном, он был отснят на симпозиумах, проводившихся в разных районах республики. Жон-Жон Сандыр и Кучыран Юри, сооснователь коллектива, каждый год проводят по две недели в умуртских деревнях, организуя перфомансы с участием коренных жителей, изучая быт, собирая местные мифы и легенды.

  • Кучыран Юри

Создатели определяют жанр того, чем они занимаются, как «этнический театр», в котором принимают участие музыканты и художники, но все же главными актерами остаются жители деревень абсолютно всех возрастов.

  • Перфоманс «Луд» на месте удмуртского моления. Женщины в национальных костюмах держат сюлысы – пустые призывные вместилища, усиливающие действие молитвы

Современные формы для авторов, по их словам, – не самоцель, но средство максимально точной передачи эмоций, этнической наполненности, существующей уже в сегодняшних реалиях, декодирование символов прошлого, перевод их на язык современности.

Кучыран Юри: «Нашей задачей является создание нового эпоса, порой очень наивного и странного, который может быть соприкасается в какой-то степени с современным концептуальным искусством, но все же он довольно самобытный. Мы все время ищем новые формы, жанры, виды».

Съемка видеоматериалов и документация перформансов – подчёркнуто  непрофессиональная. К этому, по словам авторов, часто придираются критики, режиссеры и зрители. Но, по мнению Сандыра и Юри, техника в их деятельности не настолько важна, важнее фиксация живого момента.

Жон-Жон Сандыр: «Нам кажется необходимым сохранять собственное восприятие действительности. В целом, мы делаем упор на медитацию, у нас нет диалогов, практически нет никаких целенаправленных действий, создается ощущение, что что-то происходит, но на деле ничего не происходит, изначально это все отражает наше внутреннее состояние. Мы, естественно, работаем по наитию».

После показа у зрителей была возможность поговорить с создателями программы. В Петербурге отметили завораживающую бессюжетность и особую атмосферу, которая не дает оторваться от экрана, ее характеризовали как загадочную, мистическую, по-настоящему чувственную. Немногословный, но искренний отзыв дал автор телеграм-канала “Топор”: «Скажу, что программа получилась замечательной! Я уже смотрел и скажу, что такого поэтичного, чистого и сердечного кино я не видел очень давно. Оно как-то сразу проникает прямо в сердце, и ты начинаешь улыбаться свету, несмотря ни на что.»

В планах у коллектива «Эмноюмно» – продолжать съемки перфомансов и видеоарта, собирать фольклор и интерпретировать его. Цель – создание интернет-пространства, куда сможет зайти каждый и погрузиться в мир этничности и сакральности.

Примеры удмуртского видео, показанного на петербургском фестивале –  тут и тут.

Станислава Вяткина

На заставке: стоп-кадры из видеоарта «Коллё ву» («Небесная балланда»), в ходе которого происходило моление на удмуртском языческом капище «Чыртыё пужым» в Вавожском районе Удмуртии


Теги: