Кто мешает возвращению Торопецкой иконы в Русский музей
В 2009 году из Русского музея изъяли Торопецкую икону. Так захотел воцерковленный предприниматель Сергей Шмаков. Захотел – и сделал. С тех пор Торопецкая Одигитрия находится в храме Александра Невского в частном элитном поселке Княжье озеро Московской области. Недавно директор Русского музея Владимир Гусев заявил, что икона может переместиться – но не обратно в музей, а в собор города Торопца. Не странно ли это?
Как Одигитрия оказалась у Шмакова
О бизнесмене Шмакове говорили всю осень из-за скандальной истории с другой иконой – «Ангел златые власы». Бизнесмен хотел перенести ее из основной экспозиции ГРМ в церковь Михайловского замка. Но тут уж, помня историю с Одигитрией, часть сотрудников Русского музея возмутилась, обратилась в прессу, написала заявление в прокуратуру. И от «Ангела» пока отстали.
Но Одигитрия так и осталась в распоряжении Шмакова. Тогда, в 2009-м, перемещению иконы в коттеджный поселок Княжье озеро в Подмосковье способствовало министерство культуры и патриарх Кирилл. Возмущенную общественность патриарх успокаивал: икону заберут из музея временно. Однако, видимо, там, где у светских людей – время, у отцов церкви – вечность.
И вот, на фоне скандала с «Ангелом златые власы», директор Русского музея Владимир Гусев заявил, что сожалеет о передаче Торопецкой иконы и даже требует ее возвращения. Но тут же добавил, что «считает возможным» дальнейшее путешествие Одигитрии не назад в музей, а в очередной храм божий, на этот раз – в Корсунско-Богородицкий собор города Торопца.
Справка: собор Корсунской Богоматери в Торопце (Тверская область), где раньше находилась икона, был закрыт в 1921 году, сейчас он реставрируется. В том же 1921 году икона и прочее имущество церкви были переданы в краеведческий музей города Торопца, а через 15 лет икону, в связи с ее аварийным состоянием, передали в Русский музей для проведения консервации и реставрации. Торопецкий краеведческий музей во время войны была разграблен, но работает и сейчас. А икона оставалась в Русском музее до 2009 года. Примечательно, что Одигитрия попала в ГРМ не как собственность собора, а как достояние города Торопца.
Непонятно, почему же тогда Владимир Гусев хочет вернуть икону не городу Торопцу, а именно Корсунско-Богородицкому собору?
Почему Одигитрии место в музее
Идею передать Одигитрию в собор Торопца нам прокомментировала ведущий научный сотрудник отдела древнерусской живописи ГРМ Ирина Шалина:
– Для вас заявление Владимира Гусева стало неожиданностью?
– Выступление Владимира Гусева вызвало крайнее недоумение. Полагаю, директор с самого начала допускал, что икона не вернется, но виноватым себя за это раньше не чувствовал. Кроме того, он не подчеркнул, что само изъятие иконы из музейного фонда РФ и Русского музея было незаконным, что за прошедшие годы ничего не было сделано для ее возвращения: ни одного письма не было отправлено в Министерство культуры РФ по данному поводу.
Крайне неожиданной выглядит нынешняя позиция Владимира Гусева о возврате иконы в Русский музей для ее дальнейшей передачи в Торопец. Что это за политика директора крупного отечественного музея – что за странное заигрывание с немузейными учреждениями? Особенно учитывая тот факт, что Церковь в России отделена от государства и никакого профессионального контроля за сохранностью экспонатов в случае передачи ей древних памятников осуществляться не будет. А ведь уже сейчас понятно, что условия для содержания иконы в Корсунско-Богородицком соборе в Торопце будут заведомо хуже, чем даже те, которые существуют сейчас в Княжьем озере.
Сотрудники музея посылали обращение в прокуратуру сразу после того, как икона не вернулась. Но это ни к чему не привело. Отправили заявление в Минкульт – оттуда нам ответили, что все было осуществлено по закону (сослались на пункт 11 постановления Правительства РФ от 30.06.2001 – прим. авт.)
– А почему икона не может храниться в церкви? Это все-таки предмет культа.
– Существенная разница между Церковью и Музеем заключается в том, что первая использует, второй сохраняет. Древних икон на всю Россию осталось не более нескольких тысяч, а действующих церквей и монастырей у нас гораздо больше. Если мы раздадим все иконы, тогда историю русского искусства придется начинать с Петровского портрета, исполненного западными мастерами. То есть, до 1703 года наши соотечественники не создали ничего художественного? Были варварами? Представьте себе, что экспозиция Русского музея и Третьяковской галереи будет открываться провинциальным, с точки зрения Запада, искусством, которое в мире ценится не столь высоко. Общеизвестно, что иностранцы приезжают и смотрят в основном икону и авангард.
Тогда по этому принципу надо все египетское искусство вернуть обратно в пирамиды, а изображения античных богов – на Олимп, они тоже ведь были предметами культа…
– Сколько лет должно быть иконе, место которой – уже не в церкви, а в музее?
– Это непростой вопрос. В музеях должны быть иконы, попадающие под определение памятника истории, культуры и художества, независимо от возраста, хотя в нашем государстве есть официальное понятие столетней давности. При этом есть немало икон 19 века, которые находятся в хранилищах, но не «дотягивают» до музейного уровня, их когда-то спасали от уничтожения, поскольку лишь в музеях можно было их “припрятать” от ликвидации. Некоторые из них могут быть переданы в действующие церкви, что мы периодически и делаем. С другой стороны, есть иконы, написанные в 1930-е в старообрядческих мастерских Эстонии, и они уже являются памятниками культуры своего времени. Нет единственного решения, каждый случай уникален.
– Почему Торопецкая икона должна быть в музее?
– Торопецкая Одигитрия должна быть в музее не только в силу своей величайшей художественной ценности, но и из-за своего ветхого состояния. Она нуждается в постоянном контроле, поддерживании определенного температурно-влажностного режима, предотвращающего разрушение ее основы. Профессиональное и бережное отношение к ней могут обеспечить только сотрудники музея, но никак – не церкви. Памятник в течение уже восьми лет находится в климатической витрине в храме, что недопустимо для древней живописи.
К сожалению, есть негативный опыт столь длительного пребывания памятников в аналогичных кассетах, и никто не может гарантировать, что через какое-то время состояние основы и красочного слоя не будет меняться в худшую сторону. Более того, есть свидетельства, что икону неоднократно доставали из киота и, возможно, даже выносили осенью на улицу во время крестного хода…
– Вы говорили, что, возможно, под слоем краски 14 века скрывается слой краски 12 века, но икона еще не изучена до конца. Были ли планы продолжать изучать икону до ого, как ее увезли в Княжье озеро?
– Нельзя в изучении произведения искусства поставить точку – все время появляются новые возможности: технические и человеческие. Икона находится в очень сложном состоянии. Она много раз реставрировалась и несет на себе много слоев живописи. Одежды раскрыты (путём снятия верхних слоёв – прим. автора) на 14 век, более древней живописи под ними не обнаружено… Но любая датировка – это относительное мнение того или иного исследователя. Есть специалисты, которые склонны относить живопись к более ранней эпохе, – это закономерный научный процесс, в котором всегда существуют научные споры. Реставраторы Русского музея, почти столетие наблюдавшие этот памятник, всегда предупреждали, что любое дальнейшее раскрытие приведет к уничтожению памятника. Мы боимся, что в будущем этого могут не понять новые владельцы иконы.
Есть ли способ вернуть Одигитрию в Петербург
Насколько законны путешествия Торопецкой иконы? Этот вопрос мы попросили прокомментировать журналиста и искусствоведа Михаила Золотоносова (вместе с шестью сотрудниками ГРМ в октября 2017 года он подал в прокуратуру заявление в том числе и по поводу судьбы Торопецкой иконы).
В заявлении говорилось, что «Министерство культуры вывело икону из инвентаря ГРМ и включило ее в инвентарь Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря, тем самым нарушив ст. 7 Федерального закона от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О музейном фонде РФ и музейном деле», согласно которой «музейная коллекция является неделимой». А центр им. Грабаря «не имеет права хранить произведения искусства, кроме временного хранения вещей, которые у них находятся на реставрации».
– Неужели всё, что «провернул» Шмаков в отношении Одигитрии, имеет хоть какое-то законодательное подкрепление?
– Минкульт ссылается на пункт 11 Постановления Правительства РФ от 20 июня 2001г. №490 «О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, отнесенного к музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, либо документам Архивного фонда Российской Федерации». Согласно ему, музейные предметы «могут быть переданы религиозной организации в безвозмездное пользование». Но также существует ст. 7 Федерального закона от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О музейном фонде РФ и музейном деле», согласно которой «музейная коллекция является неделимой», мы в нашем заявлении ссылаемся именно на него. Под музейной коллекцией подразумеваются все предметы, которые числятся в инвентарной книге ГРМ. Здесь налицо явное противоречие в законодательной базе. Но по иерархии нормативно-правовых актов Федеральный Закон доминирует над Постановлением Правительства, то есть неделимость коллекции доминирует над возможностью передачи иконы из музейного фонда куда бы то ни было.
– А другие аргументы в пользу незаконности действий связки «Минкульт-Шмаков-Гусев» есть?
– Да. Вышеупомянутое Постановление Правительства РФ №490 устанавливает порядок передачи имущества религиозного назначения. Если действовать в рамках закона, передача будет происходить долго, с множеством прилагающихся документов. Несложно догадаться, что в нашей ситуации процесс передачи был нарушен, икона попала к Шмакову незаконным путём. Кроме того, реставрационный центр им. Грабаря, к которому сейчас «приписана» икона, вообще не имеет права хранить у себя произведения искусства, не считая временного хранения вещей, которые находятся у них на реставрации. Да и сохранность иконы, что, кстати, предусматривает излюбленное Минкультом Постановление, вызывает сомнения. В ГРМ к ней явно относились более бережно.
– Существуют ли законные способы вернуть икону?
– Существуют, правда, нужны не только заявления в прокуратуру, но и обращения с гражданскими исками в суды. Я рекомендовал бы заинтересованным гражданам обратиться с иском в суд к Минкультуры – но это надо делать в Москве по месту нахождения ответчика, ведь беззаконие началось с того, что министерство при министре Авдееве передало икону на постоянно хранение в центр им. Грабаря. То есть, сначала икону надо вернуть из деревни в центр им. Грабаря, потом аннулировать решение о передаче иконы в центр им. Грабаря, изъять ее из инвентаря Центра, вернуть в Музейный фонд, а уже оттуда – в ГРМ во исполнение ст. 7 федерального закона №54 о неделимости музейной коллекции.
– Любой гражданин может обратиться в суд с требованием вернуть икону?
– Да. Но желательно, конечно, чтобы среди истцов был сотрудник ГРМ. Если суд откажет, надо подавать апелляционную жалобу. Апелляционный суд может встать на сторону истца, особенно в нашей ситуации, когда речь идет не о чьих-то личных интересах, а о фонде ГРМ. Напомню, что делать это нужно в Москве, по месту нахождения ответчика – Минкульта.
– А ваше коллективное обращение в Генеральную прокуратуру, которое просто переправили в Минкульт. Имело оно смысл?
– Перенаправили заявление как раз законно, и определенный смысл в заявлении в Генпрокуратуру есть: получив наше заявление из Генпрокуратуры, и прокуратура города, и особенно Министерство культуры с большим вниманием и рвением отнесутся к содержательной части нашего текста. К тому же директор Русского музея Гусев после скандала, который мы спровоцировали, направил в Министерство культуры письмо с просьбой вернуть Одигитрию. Поэтому в Министерстве культуры встретятся сразу два документа: присланное из Генпрокуратуры наше заявление, в котором содержится требование вернуть Торопецкую икону и письмо директора ГРМ Гусева. Думаю, что не обратить внимание на вопрос о Торопецкой иконе при таких условиях будет уже трудно.
– Думаете, рано или поздно икона всё-таки вернётся в ГРМ?
– Вся эта система неповоротлива, нормативно-правовая база противоречива, что отражает борьбу интересов и лоббистов, на икону всем «начальникам» плевать, поэтому не могу ответить однозначно на ваш вопрос.
Анастасия Беляева, Мария Комарова