На что сейчас можно смотреть в Берлине и не заскучать с первой минуты? Конечно, на двух Уорхолов – в Новой национальной галерее выставка «Andy Warhol:Velvet rage and beauty», в музее «Фотографика» – «После вечеринки».
Можно гадать, кому повезло больше в этом году: Берлину с Уорхолом или Уорхолу с Берлином. И вроде как две выставки, во многом между собой повторяющиеся, должны были стать если не эпохальным событием, как это случилось в этом же году в Париже в центре Жоржа Помпиду с прорывной выставкой Константина Бранкузи, то уж во всяком случае поводом для нового прочтения одного из двух важнейших мастеров поп-арта.
Да и раньше, 15 лет назад, когда в Новой национальной галерее выставляли работы мастера , они были невероятно популярны. Собственно, незначительная временная отдаленность от времени творчества художника (Уорхол умер в 1987 году), вероятно, и должна была бы стать поводом для нового прочтения его почерка. Тем более, когда речь идет о такой серьезной площадке как Новая национальная галерея в Берлине.
Ретроспектива без главных картин
Выставка претендует на ретроспективность. Для этого у нее есть все необходимые атрибуты: вводная череда фотографий и основные даты из жизни художника, многочисленные аннотации с прочтением ключевых событий из биографии.
Однако из этой книги жизни художника заботливой рукой куратора тщательно вычищена религиозная сторона взглядов Уорхола. А ведь он родился в греко-католической русинской семье, всю жизнь считал себя католиком, даже встречался с папой Иоанном Павлом II. И, вполне возможно, что ретроспективность могла бы стать основой для успеха экспозиции одного из самых дорогих художников XX века. Но есть не одно, а целых два серьезных «но», которые помешали осуществиться этому, казалось бы, закономерному волшебству.
Выставка могла бы быть очень качественной. И даже эпохальной. Но, как часто бывает, влюбленность куратора в свою точку зрения перекрыла все берега.
Сказать, что Уорхол сейчас безгранично изучен, вряд ли получится. Его влияние на развитие поп-арта и современной культуры надо еще долго и нудно разбирать. Разбирать контекст. Сравнивать, например, с Роем Лихтенштейном, чья безупречная выставка была в венской Альбертине этой весной (2024 года). Там-то Лихтенштейн был препарирован по полочкам во всех его начинаниях и значениях. Но ничего этого тут нет.
Запрещенная провокация
Вместо анализа взята якобы превалирующая и запрещенная в годы создания холстов Уорхолом культура тела, которая должна и быть основой этой выставки. Окей. Пусть тело, тогда оно тогда должно быть повсюду. И встречать, и провожать, разве не так?
Но ничего этого нет. Ваша встреча и прощание с Уорхолом начинается с бестелесных женских портретов, которые и будут главным знаком экспозиции. А оно и не может быть иначе , так как женские портреты живописи Уорхола всегда были крайне значимыми и, сколько ни говори про культуру тела и не называй вельветом разнородную экспозицию, из песни слов не выкинешь.
Впрочем, никакого провокационного вельвета (Velvet rage and beauty), как заявлено во всех аннотациях, здесь вы при входе и не увидите.
Что хотел сказать куратор, начиная название выставки «вельветом»? Конечно, что пограничные, почти черно-белые холсты Уорхола, со смакованием человеческого тела при его жизни были под запретом.
Не будем подробно здесь и сейчас разбирать, правда это или не совсем. Но если и правда: ну и замечательно. Спасибо за инфо.
Тогда зачем показывать женские портреты серии 1975 года при входе и выходе? Мы же слышали в анонсе от авторов экспозиции, что они топят здесь, в национальной галерее, за ранее запрещенные к показу холсты?
Но есть не одно «но»
Это было первое «но», которое удивительным образом перечеркнуло все, что хотели сказать кураторы. Ибо ретроспективная выставка не может быть только об одной, пусть очень провокационной части творчества художника.
Ну, а второе и, может быть, самое главное «но» — это отсутствие живописи, которой Уорхол прежде всего и собственно и прославился. Знаменитые серии с портретами Мэрилин Монро и другими самыми известными работами мастера напрочь отсутствуют. Опять-таки, если это разбор эпизодической части работ мастера, пусть провокационных и не изученных и даже запрещенных при его жизни, то зачем тогда серьезная ретроспективная предпосылка по всей экспозиции?
Соседи по казарме
Кто смотрел «Сержант Билко» со Стивом Мартином (фильм 1996 года), наверняка помнит одного из героев — рядового Джо. Он говорит соседу по казарме: «Ты знаешь, мне кажется, ребята меня не любят. Они даже записку мне написали: «Мы тебя не любим».
Вот такая записка и есть эта выставка. Только адресована она Энди Уорхолу от имени сообщества кураторов экспозиции. Ну и, вероятно, от нынешнего руководства Новой национальной галереи, чтоб два раза не вставать.
Алексей Шолохов