В борьбе с фотографией. Зачем идти смотреть выставку русского офорта в Эрмитаж

Вы подумали, что это Марсель Дюшан? Или Сальвадор Дали? Обижаете. Это офорт классика русской гравюры Василия Матэ, созданный примерно в 1899 году. На выставке показано 190 оттисков второй половины XIX — начала XX века. Большинство никогда не выставлялись.

Это было время, когда мир стремительно завоевывала фотография. Но художники не смирились. Они выигрывали за счет полутонов. Больше того, они стали делать офорты с фотоснимков, пропуская этап рисования с натуры. Популярный на рубеже веков офортист Михаил Рундальцов взял фото Льва Толстого, сделанное московским ателье «Шерер, Набгольц и Ко», и создал с него замечательные оттиски. Внизу как бы случайно отпечатано каноническое изображение бюста Сократа.

Иногда эти «припечатки» носили закономерный характер. Рундальцов делает офорт с фотопортрета Николая II, снятого Сергеем Левицким. И припечатывает изображение Георга, принца Греческого и Датского, который спас будущего русского самодержца от сабельного удара во время их совместной поездки по Японии. Кстати Георг приходился дядей  принцу Филиппу, герцогу Эдинбургскому.

Но иногда этот прием был понятен только автору и его близкому кругу. Владимир Маковский гравирует портрет знаменитого коллекционера Дмитрия Ровинского и припечатывает портрет своей внучки Анны в младенчестве.

Тот же Василий Матэ гравировал портрет композитора Модеста Мусоргского по фотографии Адольфа Лоренса. Илья Репин для того же сюжета воспользовался собственным живописным портретом автора «Картинок с выставки» и замечательных опер.

Для фанатов офорта показано по несколько состояний одного сюжета. Это когда художник гравировал изображение и делал несколько отпечатков (первое состояние). Потом вносил еще несколько штрихов на доску и снова печатал (второе состояние). И так далее. Офорт Валентина Серова имеет 11 состояний. На выставке показано четыре.

Вадим Шувалов