ГМЗ «Царское Село» представил четыре предмета, недавно поступившие в собрание музея от мецената Михаила Карисалова – он приобрел их на аукционах. Три предмета из четырех имеют царскосельскую музейную маркировку.
Картины середины XIX века «Сапёры Лейб-Гвардии сапёрного батальона, роющие земляные укрепления»» и «Разъезд Кавалергардского Ее Величества полка, остановившийся близ лагеря» принадлежат кисти Карла Фридриха Шульца.
Художник работал в России по приглашению Николая I. На обороте двух холстов красной краской по трафарету написаны два номера 588 и 590 – это значит, что картины входили в коллекцию Александра II. До Великой Отечественной войны они находились в Екатерининском дворце. Вероятно, были похищены в годы фашистской оккупации Пушкина, обе картины опубликованы в «Сводном каталоге культурных ценностей, утраченных в период Второй мировой войны».
Исследования подтвердили авторство Карла Фридриха Шульца: техника живописи, состав грунта и пигменты аналогичны эталонным произведениям этого художника. Использованные художественные материалы и признаки старения позволяют датировать картины серединой XIX века.
Фотоальбом «The Russian Campaign. March to August 1915» состоит из 168 снимков, сделанных во время русской кампании Первой мировой войны – с марта по август 1915 года. Автор фотографий – британский фотограф Джордж Мьюз (G.H. Mewes) – делал репортажные снимки для газет и журналов «The Daily Mirror», «The Times History of the War», «Field Notes from the Russian Front» и «The Russian Campaign». Фотоальбом изготовлен в Лондоне фирмой «Jonson & Sons». Фотографии разного размера наклеены на листы серого картона. На верхней крышке альбома тисненая золотом надпись: «Photographs by G. H. Mewes, special correspondent the Daily Mirror» («Фотографии Джорджа Мьюза, специального корреспондента «Дейли Миррор»). Снимки сопровождаются подписями белилами на английском языке. На форзаце альбома надпись белилами: «It has been the aim of the correspondent to illustrate for the British public the heroic part performed by their Russian Allies in the Great War» («Цель корреспондента была в том, чтобы показать британской аудитории героизм союзников из Российской империи во время Великой войны»).
Фотоальбом принадлежал цесаревичу Алексею и хранился в Классной комнате Александровского дворца. На форзаце альбома находится музейная этикетка. Надпись чернилами: «Александр./дворец/ пол. насл-ка/классная/№683». Этикетка идентична музейным этикеткам на других вещах из Александровского дворца.
Подобные альбомы о военных кампаниях русской армии в годы Первой мировой войны преподносили в дар цесаревичу Алексею. Вероятнее всего, этот альбом тоже был таким подарком. Музейщики предполагают, что альбом в числе многих других предметов изъяли из Александровского дворца в период распродаж личных вещей императорской семьи.
Тарелка из знаменитого Рафаэлевского сервиза была изготовлена в 1903 году на Императорском фарфоровом заводе. Рафаэлевский сервиз на 50 персон – самый значительный парадный ансамбль конца XIX – начала ХХ века. Его создавали специально для Царского Села по заказу Александра III. Мастера приступили к работе в 1883 году, а завершили ее 20 лет спустя. Предметы украшены орнаментальными и аллегорическими композициями по мотивам Лоджий Рафаэля. Красочная роспись Рафаэлевского сервиза – характерный образец историзма в художественном фарфоре и одна из наиболее мастерских стилизаций орнаментов Возрождения. Каждый предмет уникален.
Ежегодно, по мере изготовления сервиза, новые изделия представляли императорам в числе подарков к Рождеству. Но в 1903 году сервиз сдали на хранение в сервизные кладовые императорских дворцов и Дворцового управления. Спустя год его передали в Аничков дворец. В 1920-е — 1930-е годы сервиз попал на печально знаменитые распродажи.
В.Ш.