В Царском селе открыли горку во дворце

В музее-заповеднике «Царское Село» завершилась реставрация «Зала с горкой», который входит в парадную анфиладу Александровского дворца. Он открыт для посещения. В этом единственном в своем роде зале натурально катались на ковриках царские дети нескольких поколений. А может, и взрослые. Хотя не известны рисунки или фотографии (последние Романовы любили фотографировать), запечатлевшие эту забаву.

Александровский дворец был построен в 1792 – 1796 годах по проекту Джакомо Кваренги, мастера русского классицизма. Тогда нынешний «Зал с горкой» назвался Первой парадной комнатой. Его стены были отделаны разноцветным искусственным мрамором. В 1833 году Николай I распорядился перевезти из Аничкова дворца деревянную катальную горку, как круглогодичную забаву. Для освещения зала была использована ампирная XVIII века позолоченная люстра – «бронзовая о 40 трубок». То есть, на 40 свечек. Тогда зал получил современное название и в неизменном виде просуществовал до 1941 года. О чем свидетельствуют фотографии 1930-х годов, сделанные, когда Александровский дворец стал музеем. На плане первого этажа, вложенного в путеводитель по дворцу, «Зал с горкой» значится под номером 9. Сама горка там точно воспроизведена.

Во время Великой Отечественной войны архитектура зала пострадала сильно, но не катастрофически. А вот все предметы интерьера, которые видны на старых фотографиях, были утрачены. За исключением люстры, которая была эвакуирована и сейчас украшает Большой дворец в Павловске.

Первые 13 залов Александровского дворца – Личные апартаменты императора Николая II и его супруги Александры Фёдоровны, а также два зала Библиотеки (см. схему) открылись для посетителей в августе 2021 года.

С 2019 года на 350 млн меценатских рублей велась реставрация «Зала с горкой». В ходе работ был реставрирован искусственный мрамор стен светло-серого и сиреневого оттенков, наборный паркет и камин; по историческим фотографиям воссоздан живописный фриз, имитирующий искусственный мрамор, а также дубовые дверные и оконные заполнения.

В люнетах (архитектурных пространствах в форме полумесяца) под поздней окраской обнаружили подлинную масляную живопись на холсте, имитирующую окна, – ее расчистили, а утраты восполнили.

В ходе реставрации потолка стало ясно, что розетка в его центре, считавшаяся лепной, – металлическая, подлинная, появившаяся в зале, скорее всего, в ходе ремонта интерьера в 1840-х годах; ее демонтировали, привели в порядок и установили на место.

Люстру воссоздали по историческому образцу. Мебельный гарнитур (диван и четыре кресла) середины XIX века подарили меценаты. Остальные предметы убранства бронзовые канделябры и фарфоровые вазы, бронзовые часы и каминный экран музейщики подобрали по аналогии (того же времени, что и утраченные) из своих фондов.

Горку также построили меценаты. После долгих размышлений музейщики решили, что кататься на ней не разрешат. Никогда и никому. Хотя она и новодел.

О следующих этапах реставрации Александровского дворца рассказала Наталья Кудрявцева, заместитель директора по реставрации ГМЗ «Царское Село».

Осталось провести работы в четырех залах парадной анфилады – Портретном (№10), Полукруглом (№11), Мраморной гостиной, она же Биллиардная (№12) и Малиновой гостиной (№25), которая при Николае II служила походной церковью. Эти работы будут проводится на средства, которые музей сам заработает. Потребуется не меньше двух лет.

На 140 млн рублей, которые в 2023 году выделяет на работы во дворце федеральный бюджет, планируется завершить реставрацию фасадов дворца и колоннады, где появится прогулочная галерея, а также служебных помещений.

Тогда останется работ еще на 800 млн рублей. Они необходимы для полного приведения в порядок расположенной в подвальных помещениях входной группе (сейчас она запущена только на одну треть), включая большой гардероб, музейные кафе и магазины. Сроки будут зависеть от бюджетного финансирования и активности меценатов.

Вадим Шувалов