В Царском селе показывают Пушкина с императорами

В ГМЗ «Царское Село» открылась выставка «Поэт и царь. Таинственный сад и лабиринт судьбы» про Пушкина и власть предержащих.

Как-то поэт заметил: «Зависеть от царя, зависеть от народа — Не все ли нам равно? Бог с ними». На самом деле лукавил. Александр I основал Лицей, где учился юный Пушкин. Николай I вернул молодого Пушкина из ссылки, разрешил зрелому поэту работать в архивах над «Историей Петра», и заплатил всего долги после смерти. Иное дело, что речь шла не о нежных чувствах или благотворительности. О признании таланта.

Об этом совместный проект ГМЗ «Царское Село» и Всероссийского музея А.С. Пушкина. Два музея представили из своих коллекций 126 предметов, из них 23 мемориальных. В том числе, цилиндр и жилет Пушкина, прижизненные портреты поэта, кабриолет Николая I, мундиры императоров.

Чтобы создать атмосферу пушкинской эпохи, в галерее установлены скамейки из царскосельского парка, подлинная парковая скульптура.

Автор художественной концепции выставки – театральный художник Юрий Сучков поделил пространство выставочных залов на две анфилады: белую, с выразительными романтическими руинами-ассоциациями царскосельских парков, и черную, которая переносит зрителя на Черную речку – место трагической дуэли.

«Графическое решение выставочного пространства мы создали на основе силуэтного искусства XVIII – XIX веков. Это пространство раскрывается перед нами словно таинственный сад, наполненный фантазийными руинами и фрагментами царскосельской архитектуры», – говорит Юрий Сучков.

Экспозицию сопровождает аудиоспектакль Маргариты Кадацкой, основанный на документах и произведениях Пушкина.

Выставка работает в Камероновой галерее до 20 сентября.

Вход – по билету в Екатерининский парк, плейер для аудиоспектакля – 200 рублей.

Одновременно с выставкой в Екатерининском парке открылся памятный знак, посвященный Пушкину. В основе композиции молодого скульптора Татьяны Кунчукиной цитата Анны Ахматовой из стихотворения «В Царском селе»: «Здесь лежала его треуголка и растрепанный том Парни».

Теперь скамью недалеко от Камероновой галереи украшают бронзовые треуголка, раскрытая книга и яблоки, которые лицеисты рвали в царскосельских садах. У них был свой яблоневый сад, но добыть фрукт из императорского считалось высшей доблестью. И сколько приличный людей вышло из Лицея.

Татьяна Кунчукина: «Для меня это был интересный и важный опыт, так как в основном скульпторам поступают фигуративные заказы. А здесь нужно было передать личность через предметы».

Б.В.

Фото предоставлено пресс-службой ГМЗ «Царское Село»