ГМЗ «Царское Село» на средства «Газпрома» продолжает реставрацию личных покоев Екатерины II в Зубовском флигеле Большого Екатерининского дворца. Это восемь интерьеров, созданных в конце XVIII века Чарльзом Камероном и Джакомо Кваренги и частично перестроенных через полвека Ипполитом Монигетти для будущей императрицы Марии Александровны.
Гимн высокому классицизму, изысканные отсылки к античности в архитектурном убранстве и росписях, необычные для того времени отделочные материалы – синее и молочное стекло, серебро, зеркала, легкая лепнина. От всего этого в 1944 году остались буквально несколько осколков, найденный после бушевавшего двое суток пожара.
Считанные элементы декора успели снять со стен и эвакуировать летом 1941-го. Сейчас они бесценны: никакая фотография и самое подробное словесное описание не может заменить подлинника, когда надо восстанавливать утраченное.
.
Китайский зал
Наталья Кудрявцева, заместитель директора ГМЗ «Царское Село» по реставрации:
Завершаются работы по росписи плафона. Сюжетные композиции выполнены на холсте, орнаментальная роспись – по штукатурке, выполнено золочение. Оригинальный плафон Камерона был демонтирован в середине XIX века, тогда его заменили другим. Но иконография по первому сохранилась лучше, поэтому воссоздаем именно его.
Паркет готов, как только снимем строительные леса, уложим его на пол.
Теперь, главное – два образца китайских лаковых панно, созданных современными китайскими мастерами. В оригинале на стенах были ширмы XVIII века, которое распиливали вдоль и монтировали, как декор. Чтобы воссоздать панели, пришлось поискать мастерскую в Китае, в которой владеют старинной техникой лаковых росписей с использованием природного лака, натуральных красок золотой и серебряной фольги.
Нашли. Недавно одно панно в технике «куанцай» или полихромного резного (по-европейски – карамандельского) лака и одно панно в технике «мяоцзинь» – черного лака с росписью золотом, были доставлены в Царское Село. Опытные образцы признаны успешными. Теперь предстоит заказать все 117 панно. На их изготовление китайские мастера отводят 900 дней.
.
Серебряный кабинет
Ираида Ботт, заместитель директора ГМЗ «Царское Село» по научной работе:
Любимый кабинет Екатерины II был отделан посеребренной бронзой по проекту Камерона. Сохранились подлинные треножники и два серебряных столика, на которых работала Екатерина II, они займут свое историческое место в экспозиции зала.
Но уже через семь лет императрица заказывает Кваренги переделать интерьер с использованием восковых красок (античная техники энкаустики). Наше воссоздание идет на этот период.
В XVIII веке краски, строго говоря, были иными. Это была не смесь воска и пигмента, а имитация энкаустики – темпера, покрываемая большим количеством, до шести слоев, воска. Поверхность приобретала благородную матовую поверхность, а самое главное воск не мутнел и не желтел. В отличие от лака.
Команду живописцев собрал для императрицы Иоганн Фридрих Рейфенштейн, агент Петербургской академии художеств в Риме. В нее вошли Нессельталер, Анжелони, Делера, Джани, Камповеккио. Они делали копии фресок в Лоджиях Рафаэля в Ватикане и затем воспроизводили их в Эрмитаже. Они же работали в Царском Селе. Поэтому Серебряный кабинет стали называть Энкаустическим.
К счастью, сохранились и два подлинных элемента декора, которые успели эвакуировать. В ромбе – «Танцовщица». Прямоугольник – «Венера и купидон», богиня учит купидона летать. Это были воспроизведения сюжетов помпеянских фресок.
Все остальное пришлось воссоздавать. Мы случайно сравнили старые фотографии нашего интерьера и популярные литографии XVIII века, которые были сделаны Кампарези по рисункам Менгса. И выяснили, что это копии с античных фресок римской виллы Негрони, открытой в 1777 году, и восхитивших Менгса.
Нессельталер работал над большими композициями «Александр Македонский и Роксана» и «Амур и Психея». На архивных фотографиях они были видны, но нам надо было найти аналог. И тут в Музее Академии художеств отрывается выставка «Рафаэль. Версии» к 500-летию со дня смерти художника. И там нашлись копии, выполненные студентами Академии в конце XVIII века в Риме с античной фрески и с картины по рисунку Рафаэля. То есть, в то время, когда там работал Нессельталер. Еще один источник – две картины этого художника, которые находятся в Зальцбурге.
.
Опочивальня
Марина Басова, старший научный сотрудник ГМЗ Царское Село»:
Это помещение украшали 39 плакеток – произведений из неглазурованного фарфора на античные сюжеты. Они были выполнены в 1780-х годах по заказу Екатерины II на мануфактуре Веджвуд. Не сохранились. В 1994 году в Царское Село приезжала королева Елизавета II. Через несколько лет она подарила музею две плакетки, специально изготовленные в Веджвуде по формам XVIII века. Сейчас над воссозданием остальных тридцати семи трудятся художники Императорского фарфорового завода.
В.Ш.