«Д’Артаньяна и трех мушкетеров» полюбили потом. Сначала фильм считали халтурой

«Д’Артаньяна и трех мушкетеров» на центральном телевидении  впервые показали  25 декабря 1979 года. Поначалу телефильм все ругали – слава к нему пришла уже потом. О том, как снимали картину (а также немного о Михалкове и Путине) «Городу 812» рассказал Николай Ващилин – каскадер и постановщик трюков.

.

  • Николай Ващилин — режиссёр трюковых эпизодов фильма «Д’Артаньян и три мушкетёра»

– Режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич, который снял «Д’Артаньяна и трех мушкетеров», уже умер, мне кажется, ему не отдали должное.

– Он не попал в свое время в тусовку. Что такое тусовка? В СССР было так: кто угоден КПСС, кто ближе к начальству – тот и имеет преференции, снимает вольготно, фестивали, награды… Михалков – сын Михалкова. Хилькевич – сын Хилькевича… Да еще Юнгвальда-Хилькевича. Как его с такой фамилией вообще к кино подпустили! Ему бы ракеты разрабатывать в закрытом НИИ.

Когда Юнгвальду-Хилькевичу ставили жесткие условия в плане сотрудничества, например, такие люди, как Иншаков (Александр Иншаков, президент Ассоциации каскадеров России. – К.Л.), тот говорил: «Нет, я так не хочу». На последний фильм – «Возвращение мушкетеров» – ему ведь деньги дал украинский магнат. Он его на Украине снимал. Хилькевич хотел быть независимым.

В советские годы, когда он еще снимал первых «Мушкетеров», на него давило Гостелерадио. Он как-то выворачивался, защищал своих артистов. Многих ему навязывали – Алферову, Абдулова. Он не хотел Алферову в роли Констанции  – она была «холодная». Дрался с ними. А тут, когда он воспринял новый мир как бы свободным, буржуазным, где можно было делать бизнес, вдруг его начали вязать уже не коммунисты, а предприниматели с большой дороги. Он от этого всячески уходил, не попал в обойму. Говорил: «Я никому никогда не лизал задницу».

  • Съёмочная группа «Трёх мушкетеров»

.

– Чем, кстати, можно объяснить успех «Д’Артаньяна и трех мушкетеров»?

– Я тогда преподавал в Театральном институте, вел курс трюковой подготовки. Не поверите: отработав на картине, боялся где-то в этом признаться. Если бы вы читали прессу того времени про фильм, то перестали бы со мной здороваться. «Бездари! Чушь! Ужасная игра актеров! Кривляния! Непонятные костюмы! Стыд и срам советской кинематографии!» – такие были отзывы. Среди зрителей тоже успеха поначалу не было. А вот в девяностые фильм вдруг полюбили. Наверное, на безрыбье. Что люди тогда видели? Разруха, бандитизм, чернуха. Никто уже не читал Дюма. А тут такая романтическая, прекрасная сказка.

Интересно, что до этого Боярский потрясающе сыграл в «Собаке на сене». И Маргарита Терехова. Фильм увлекательный, актерский состав чудесный, костюмы лучше в сто раз. А о нем ничего не говорят. Вот Боярский д’Артаньян – это да. А в «Мушкетерах» он играл из рук вон плохо, все остальные играли плохо! Все вообще относились к этому фильму спустя рукава. Одесская студия, телевизионный фильм. Тогда все были настроены на Тарковского, Кончаловского. Вот если бы у них!.. А тут – халтурка.

  • В советский прокат “Жандарм женится” вышел в 1978 году – через 10 лет после премьеры

.

– На вас как постановщика трюков выпала большая нагрузка?

– Я был единственный и главный по контракту консультант по трюковым съемкам. Придумал по заданию режиссера все трюки. Согласовал, конечно, с Хилькевичем. Он написал потом, что я уникальный человек, точно попадаю в стилистику фильма и так далее. Придумывать все нужно было заранее. Под это шьются костюмы, подбирается оружие, строятся павильоны. Например, двое мушкетеров дерутся против двадцати в трактире. Как их пересилить? Надо придумать что-то реальное. Мы сделали низкое окно, Атоса туда выкидывают люди Рошфора, он впрыгивает обратно уже на своей лошади, передает ее д’Артаньяну, тот из седла лихо поднимает с пола выбитую врагами шпагу и продолжает путь. Красиво!

Потом только, по прошествии лет, «мушкетеры» почему-то решили, что сделали все трюки сами. Не с участием Ващилина, а с участием Балона, исполнителя роли де Жюссака. Начали врать на каждом повороте. Говорили, что всему их научил Владимир Балон. Хотя сами подписывали мои фотографии: «Коленька, спасибо тебе за то, что не проткнул нас шпагой». Понятно, что их подговорила киношная якудза.

  • Николай Ващилин и каскадеры С. Васильев, А. Ходюшин. Львов.1978 год

.

– Балон будто бы внес свою лепту по части фехтования.

– Там не было никакого фехтования. У меня была такая задача, чтобы фехтования не было. Потому что это очень опасная деятельность с настоящим оружием без масок. Шпага есть, а фехтования нет. Только несколько сцен Хилькевич разрешил Балону разнообразить. Они их с Боярским сделали. И это едва не привело к трагедии. Я тогда уже закончил по сценарию все трюки, получил гонорар и уехал. Они же начали убеждать и Хилькевича, что можно что-то улучшить в эпизодах Марлезонского балета. У меня прорыв в Лувр был снят просто: д’Артаньян перепрыгивает через каменную стену и фехтует во дворе Лувра с тремя гвардейцами.

Дальше – встреча с королевой. А по их задумке он еще полчаса бегает по дворцу и продолжает драться. Фигня какая-то! Не имея должного опыта и понимания, Балон сделал так, что Боярский бежит по лестнице вниз. А это всегда очень опасно, можно поскользнуться. Внизу его ждут гвардейцы. Балон, Клюев высоко выставили шпаги, Боярский поскользнулся, наткнулся на шпагу, выбил зуб, проткнул небо. Три секунды до смерти было! За это вообще Балона должны были выгнать из кино и не пускать обратно. А он и через девять лет Сергею Жигунову глаз чуть не выколол на съемках «Гардемарины, вперед!» и этим бравировал.

– Сложные трюки не всем по плечу?

–  Конечно. Основа безопасности в трюках – хорошая специальная подготовка. Тупоголовые смельчаки быстро наломают дров. У мушкетеров без спортивной подготовки был Веня Смехов. Должен был вообще Атоса играть Василий Ливанов. С ним мы уже делали драку в «Ярославне, королеве Франции». Он очень пластичный. И я замысливал работу на Ливанова. Смехов – другой типаж. Придумал для него такие сюжеты и действия, что он неплохо выглядел на экране.

  • Фотопробы Юрия Соломина, Василия Ливанова и Вениамина Смехова на роль Атоса

.

С Боярским мы тренировались заранее, ему нужно было лучше всех освоить верховую езду. Для всех сочинил то, что они могут делать.

И это устраивало режиссера – все трюки обходились в 16 рублей, самая низшая категория сложности. Некоторым только доплачивали по 50 рублей. Пробил лично трюковые через Госкино. Я тогда параллельно работал на «Сибириаде», это был госзаказ, у меня был авторитет.

– Конфликтов из-за денег не было?

– Что вы? Мушкетеры ходили по струнке, в рот мне смотрели. Потом, когда они уже почувствовали, что их уже не выкинут из картины, стали позволять себе лишнее. В кино такое бывает: когда отснято большое количество материала, от актера не избавишься. Этим, кстати, воспользовался Михалков по ходу съемок «Я шагаю по Москве». Поснимался, говорит Данелия: давайте-ка повышайте мне ставочку – не 13 рублей, а 25. Иначе я, мол, сниматься не буду. Данелия: «Ты офигел?» Выгнал его, сказал: будем все переснимать. Тот, когда прознал, приполз на коленях просить прощения. Это меня, дескать, брат научил, извини и так далее.

  • Никита Михалков и Николай Ващинин

.

Мушкетеры, когда прошло два месяца, тоже расслабились. Тем более был Балон, который пил и их подпаивал. Придумывали ерунду какую-то. Пытались добавить кровожадности, крутизны. Это выбивалось из стилистики. Потому что когда под тобой выбивают лошадь и ты падаешь, это несчастный случай. Убивают человека, смеяться нечему. А если лошадь убивают, и человек, сидевший на ней, продолжает с еще большей скоростью бежать, как я хотел сделать в эпизоде с Портосом, это смешно. Да, в фильме про Гражданскую войну нужна кровь, нужны смерти, тут же – буффонада, юмор.

– Это, наверное, еще сложнее.

– Я с удовольствием делал эту работу, потому что знал ее. Много ведь шарлатанов приходит в кинематограф. Травмируют людей. У нас в «Труде», где я в молодости занимался самбо, старшим тренером был Александр Массарский. Он приводил нас, молодых, на съемочную площадку для выполнения опасных трюков, чтобы заработать на нас и чтобы мы могли заработать, но не понимал, что, как и почему в кино делают. На фильме «Интервенция» Володя Высоцкий по его совету прыгнул с балкона «Дарданеллы» без страховки и чуть не убился. Или взял и запер нас в вагоне в фильме «Блокада». Режиссер спрашивает: «Они могут у вас в огне быть?» «Да, – говорит, – запросто, такие ребята крепкие, спортсмены!» Подожгли вагон – мы чуть не сгорели. Таким же образом он чуть жену и сына не сжег. И Леву Дурова тоже. Тот мог сгореть в фильме «34-й скорый». Его спасло то, что он догадался ногами выбить стекло.

Помню, Кончаловский привлек Массарского к съемкам фильма «Романс о влюбленных». Поставил ему задачу: вот наводнение, дом рушится, надо спасать школьников. Как можно использовать бревно? Тот говорит: «Да фигня». И когда Кончаловский увидел, что бревно упало и только случайно не убило Громадского Рому с ребенком на руках, решил его выгнать. А меня нашли и пригласили на эту опасную работу. К тому времени я уже отличился на фильме «Легенда о Тиле».

– Самбисты для кино подходят?

– Мы же сначала не умели все это делать профессионально! В фильме «Каин ХVIII» освобождали Сашу Демьяненко на эшафоте, устроили самбистскую драку. А режиссер Надежда Кашеверова, ученица Григория Козинцева, посмотрела, говорит: «Дерьмо какое-то. Спортивные движения. У меня сказка шестнадцатого века». И все это выкинула.

На съемках  «Звезды пленительного счастья» нас, каскадеров, чуть по-настоящему не повесили. В сцене казни декабристов из-под наших ног выбили помосты, и мы висели над глубокой ямой. Олег Янковский произносил длинный монолог. Я истошно заорал: заметил, что Толя Ходюшин не просто захрипел, а уже задергался в конвульсиях. Выяснилось, страховочный ремень от парашюта перетянул ему бедренную артерию, человек оказался на волосок от смерти.

  • Съемки “Звезды пленительного счастья”

.

Или лента «Человек-амфибия». Там одного паренька Массарский попросил  перепрыгнуть с одного здания на другое. Не рассчитали рисков. Тот во время прыжка ударился обеими стопами о стену, кости рассыпались. Стал инвалидом. А на Владимира Коренева тот же Массарский уронил якорную цепь… Чуть не утопил актера. Самбисты, с одной стороны, снимались в кино с удовольствием, но с другой – понимали, что это большой риск травмы.

– С Путиным вы познакомились, когда занимались самбо?

– У нас был один тренер в обществе «Труд» – Анатолий Рахлин. Я пришел к нему в 1961-м, Путин – в 1965-м. Мне вообще эта борьба поначалу не нравилась. Но надо было побеждать бандитов, которые меня на Васильевском острове втягивали в шайку. Когда Путин пришел заниматься самбо, я уже висел на Доске почета как звезда, в 18 лет был мастером спорта СССР.

– Спарринговали с Путиным?

– Как? Он весил 65 кг, я – 100. Из тяжелого веса с Путиным дружил Шестаков. Там же занимались братья Ротенберги – Боря и Аркаша. Интересно, что у Путина тогда был «Запорожец». Мама его выиграла в лотерею, оставили Вове. Он в университет на нем приезжал. После тренировки, помню, ребята в машину набились, на улице Кима было трудно с общественным транспортом. Я вышел, говорю: «Подвезите до метро». Они говорят: «Нет места». Тогда я сказал, что сяду на крышу. Занес ногу и сел на крышу «Запорожца». Путин кричит: «Гад толстый, крышу продавишь!» Посмеялись.

Кирилл Легков

Фото на заставке: Николай Ващилин репетирует фехтовальную сцену с Игорем Старыгиным в монастыре Де Шо. Львов. 1978 г.


Теги: ,