В Эрмитаже еще одна выставка – «Севрский фарфор и имитации. От преклонения до обмана». На нее идти затем, чтобы узнать: сейчас под понятием «Севр» подразумевается, как минимум четыре вида предметов.
Изделия Севрской мануфактуры XVIII – начала XIX века (период расцвета), предметы, созданные мастерами Севра в начале ХХ века по оригинальным формам XVIII века (их принято хранить долго); изделия Императорского фарфорового завода и частного завода Николая Юсупова, созданных в подражание, но со своими клеймами; подделки.
Вот бюст Александра I. Его изготовили в 1808 году на Севрской мануфактуре по мраморной модели скульптора Луи- Симона Буазо. О создании бюста известно из переписки директора мануфактуры.
Бюст королевы Марии-Антуанетты. Севрская работа второй половины XIX века по более ранней модели Буазо.
Аналогичным образом созданы там же бюсты Екатерины II (1896) и великого князя Павла Петровича (1896).
А вот другой бюст Екатерины II и Павла I изготовлены во второй половине XIX века на неизвестной мануфактуре с претензией на Севр. Клеймо «LF» – фальшивое.
Точно также бюст Людовика XVII и Марии-Терезии-Шарлотты Французской произведены в начале ХХ века, имеют фальшивые подписи и клейма.
Глаз непрофессионала вряд ли отличит Севр от «фальшсевра». Но можно попробовать.
Б.В.