В Эрмитаже открыли новое (старое) выставочное пространство

Событие раритетное. Малую (Сретенская) церковь открыли в Зимнем дворце, и это никак не связано с РПЦ.

История строительства барочной церкви связана с одним архитектором – Франческо Бартоломео Растрелли и тремя императрицами – Анной Иоанновной, Елизаветой Петровной и Екатериной II. Для Анны зодчий построил церковь в четвертном Зимнем дворце (1735 г.). Она была значительно больше ныне существующей и захватывала пространство нынешних Ротонды и Большой церковной лестницы.

Для шестого Зимнего дворца (он и сейчас стоит) Елизавета заказала Растрелли Большую церковь в другой части дворца, а Сретенская была сокращена до современных размеров и стала именоваться Малой. Освящение состоялось только в 1768 году при Екатерине II.

После пожара 1837 года интерьер храма был воссоздан трудами Василия Стасова, который наступил на горло своей классицистической песне и поработал в стиле барокко, давно вышедшем из моды. Живописный плафон «Сошествие Св. Духа на апостолов» создал художник Николай Майков по эскизу Тимофея Неффа. По легенде, небольшая альфрейная роспись (в углу противоположном иконостасу) в виде военной арматуры была сделана по эскизу Николая
I. Сейчас она едва заметна.

Хорошо известны три изображения храма. В хронологическом порядке – картина Николая Бурдина (1840, ГРМ), акварели Василия Садовникова (1855, ГЭ) и Эдуарда Гау (1862, ГЭ).  На последней изображена семья офицера, на садовниковской – безлюдный интерьер. Сейчас эта иконография помогла реставраторам. Еще ценнее оказались фотоснимки, сделанные их коллегами в 1948 году.

Но до этого был 1917 год с его революцией. Эрмитаж держал оборону интерьера церкви до 1929-го. Потом помещения занял Музей Революции и разместил там «Лекторий воскресного рабочего университета». Иконостас сломали, иконы и настенные образа демонтировали. По некоторым источникам, рассматривался вопрос о передаче икон в музеи, но в них не нашли достаточной художественной ценности.

В 1948-1949 годах после возвращения Эрмитажу помещения Малой церкви реставраторы получили идеологический заказ – окончательно убрать все следы религии. И они его – не выполнили. Конечно, всех тридцати херувимов из позолоченного папье-маше (стасовская работа) спасти не удалось. Но больше половины демонтировали и попрятали по эрмитажным кладовкам. А плафон и позолоченный декор стен, прежде чем закрасить серой краской, покрыли шеллаком. Когда в 2017 году началась реставрация интерьера, краска отделилась с меньшими потерями для живописи и позолоты. Одной из возможных причин такого мужественного поступка (на дворе – «дело врачей» и прочие кампании усатого вождя) стало то, что в работах принимал участие В.М.Моисеивич, реставратор-позолотчик, начинавший еще до большевиков, в 1905 году. Бригада позолотчиков оставила письмо в будущее, которое завешается пожеланием потомкам здоровья и счастья. Актуальнее теперь не придумать.

Между 1949 и 1985 годами зал №154 с окнами в Большой двор служил выставочным. В 1985 году варварское покушение на «Данаю» Рембрандта изменило его судьбу. Церковь стала реставрационной мастерской живописи. И была таковой до 2017 года. Теперь вернулись на свои места херувимы, воссозданы пропавшие, отреставрирован по старым технологиям позолоченный декор из папье-маше на стенах и деревянная позолоченная резьба на дверях.

Иконостас и настенные образа решено не воссоздавать. Иначе, это будет не музей.

Сейчас в Малой церкви открыта выставка «Православные церковные облачения XVII – начала XX века в собрании Эрмитажа». Большинство предметов прежде не показывались публике, в том числе, два хита. Шелковое облачение священника с вышивкой золотой нитью имеет на подкладке надпись: «Из подвенечного платья Государыни Императрицы Александры Федоровны пожертвовано в 1842 году января 12 дня». Свадьба с будущим Николаем I состоялась в 1817 году, не пропадать же хорошей вещи. Фелонь из розовой парчи помечена дарственной от Екатерины II в Успенский (ныне – Князь-Владимирский) собор с датой – 9 сентября 1772 года.

Выставка красивая, готовилась еще в прошлом году, но пандемия помешала ее открыть. Хотелось бы позже увидеть проект об истории Малой церкви и ее реставрациях. Он здесь пересказан в самом сжатом виде.

Вадим Шувалов