Когда в 2008 году питерский священник отец Евстафий (Жаков) поместил в своем приходе икону Сталина, поднялся настоящий скандал. На полотне кровавого правителя благословляет Святая Матрена. Через полгода икону сняли, а батюшку разжаловали из настоятелей во вторые священники. Сталина же с Матреной «бунтовщик» унес домой, где и повесил. Скандал давно улегся, про «опального» батюшку забыли. Как теперь живет и чем дышит отец Евстафий? Оказалось, священник от сталинизма не отрекся.
Первая новость, которую, улыбаясь, сообщил нам отец Евстафий: на днях он ушел из храма Святой Ольги в Стрельне и получил другое назначение. Все это — отголоски неприятностей из-за “нестандартной” иконы. Теперь священнику дали новый приход, он будет настоятелем храма Рождества Святого Иоанна Предтечи в крепости “Орешек” в Шлиссельбурге. Правда, здание в ужасном состоянии — у него нет крыши и одной стены.
— Ну да ничего, поставлю столик и буду служить, — оптимистично объясняет священник, — мне дали четырех помощников, а храм со временем восстановим. Для меня Шлиссельбург — не простое место. Там повесили моего двоюродного дедушку, который пытался убить Александра III и был пойман вместе с другими революционерами. Дедушку звали Александр Ильич Ульянов. (Моя бабушка Евдокия Александровна Ардашева была двоюродной сестрой Ульяновых по линии Александра Бланка.) Можете представить: все товарищи Александра оттолкнули руку священника, который дал им ее для последнего целования. А мой родственник этого не сделал.
Биография самого священника тоже очень необычна. До того как стать батюшкой, Жаков работал врачом, в леспромхозе и на скорой помощи. У него нет семьи и детей, хотя в юности он довольно часто влюблялся. Объясняет, что стал бобылем из-за того, что “мама не ужилась ни с одной невестой”.
А к церкви пришел, когда понял, что врачебная деятельность привела его к душевному садизму. “Я перестал жалеть больных”, — признался себе Жаков и… испугался. В 1987-м его рукоположил будущий патриарх Алексий II.
Икона, из-за которой два года назад разгорелись страсти, оказывается, даже не оригинал. Точно такой же Сталин спокойно себе висит в Никольском храме в Конюшенном переулке в Москве. И никто не протестует против его присутствия. Именно там и увидел сюжет с Матреной питерский батюшка и попросил иконописца Илью Пивника сделать увеличенную копию. Причем на деньги добровольных спонсоров — семьи Евсеевых. Стоила копия 35 тысяч рублей.
— А история про Матрену подлинная, — объяснил отец Евстафий, — я ведь был знаком с очевидицей тех событий. В семидесятых годах общался с некой Анастасией, старушка приезжала в Петербург из Москвы. Она принимала меня в свою компанию потому, что я был врачом и помогал ей: мерил давление, рекомендовал лекарства и так далее. Анастасия мне однажды и рассказала: “А знаешь, что Сталин был у Матрены во время войны?” Я жутко удивился.
Оказалось, старушка когда-то была в числе обслуживающего персонала святой. И видела, как к дому Матрены подъехала машина, из нее вышел Сталин в сопровождении еще одного человека. Они вошли в квартиру святой, говорили с ней минут пять. Матрена сказала генералиссимусу: “Пусть все едут из Москвы, а ты оставайся здесь!” И еще: “Красный петух победит черного петуха”. Эти слова и сейчас гуляют по России.
— Не понимаю, почему в 2008 году был поднят такой шум! Святая на иконе благословила вождя. Ну так радуйтесь, люди! — сокрушается отец Евстафий.
Но не все люди радовались. Нашлись старушки-активистки, которые развернули кампанию против отца Евстафия. Они писали жалобы церковному начальству, в прессу, называя происходящее “мракобесием”. Правда, у батюшки были покровители среди высокого духовенства. Поэтому икона еще какое-то время висела, а потом Сталина “сослали” к батюшке домой.
С тех пор в квартиру священника-сталиниста началось паломничество. Взглянуть на образ вождя приезжают даже из-за границы. К примеру, отец Евстафий познакомился с итальянцем, почитающим Сталина за то, что тот создал в одном из университетов СССР кафедру древнеримского права. На тот момент единственную в Европе. Итальянец оказался специалистом как раз в этой области.
— Я при Сталине жил 12 лет, и это была прекрасная страна! — “исповедуется” нам отец Евстафий и прихлебывает кофе из битой чашки. — Мое детство прошло в Иваново. Я был школьником. В нашем небольшом городе не наблюдалось убийств, а изнасилование было редкостью. Там девушки блюли девственность. Это очень важно. Я считаю, что всякие гражданские браки — позор. Более того, в 1947 году кончился голод. И в магазине появились прекрасные продукты: семга, икра, вкусный хлеб. И они были не так дороги. Мой отец-профессор покупал продукты вместе с соседями — пожарником, шофером, которым тоже хватало денег на деликатесы. Да, было строго. Запрещалось ругать Сталина и рассказывать про него анекдоты. Но зачем это было делать – ронять авторитет вождя и правителя?
О массовых репрессиях батюшка не размышляет. Говорит только, что в Иванове от них пострадали всего несколько человек. А к судьбе духовенства, которое получило по полной программе от жестокого правителя, священник относится философски.
— Да, Сталин церковь прижимал, но попы спокойно ходили по улицам. Мы, мальчишки, кидали в них камнями. Но это была наша глупость, а не политика. Однажды батюшки угостили нас конфетами, и мы перестали их донимать.
Более того, Евстафий считает, что Сталин был верующим человеком и тесно контактировал с патриархами. А еще батюшка не скрывает, что активно дружит с “лимоновцами”. У них много общих тем. К примеру, вместе борются против гей-парада в Петербурге.
— То, что его хотят разрешить, — это позор. Ведь гей-парад —рекрутирование новых мальчиков. И еще препятствие в решении демографической проблемы. Если наши парни будут уходить к другим парням, все пойдет не по тому пути. Я буду об этом говорить и писать. Знаю, что мои “крики” ничего не стоят, но молчать я не могу.
На вопрос, а если бы среди прихожан объявился гей, отец Евстафий говорит, что не оттолкнул бы заблудшего. У него даже есть один такой: мужчина живет с женой, но тайно встречается с другим. Он его исповедует.
Отец Евстафий не очень богат. У него нет официальной пенсии, не скопил поп и денег на похороны. А чашки, которые он ставит на стол, подобраны на помойке. Все деньги, которые ему поступают от прихожан, он отдает в храм или… проституткам. “Ночные бабочки”, которые хотят встать на путь истинный, вообще его слабость.
— Мне очень нравится их спасать, — признается батюшка, — ведь многие из них стали такими, потому что у них не было выбора. На учебу в вузе нужно за семестр сорок-шестьдесят тысяч рублей. Где такие деньги взять?
Проституция, по словам святого отца, тяжелые деньги. И проститутки по большому счету — камикадзе и мученицы.
— Я уважаю их выбор. Человек пять уже спас, девушки бросили грешное дело. Даю им деньги на учебу, они находят потом работу. Это мое реальное алиби “там”, — говорит батюшка и показывает наверх.
А еще он утверждает, что в “храме человеческом” есть душа, а тело — всего лишь тело, в котором и влагалище – инструмент. И если через него появятся деньги, это один из путей. Просто духовный отец должен помочь девушке не уйти этим путем далеко. Дать чуть-чуть денег, протянуть руку, и — она спасена.
Правда, недавно у батюшки случилось и разочарование: одна из девиц, которой он помогал, морочила ему голову целый год. Говорила, что хочет выучиться на парикмахера, брала деньги, а потом призналась, что врала, и все равно занималась своим грязным делом. И будет заниматься — такой уж она человек. Но еще пятерых Евстафий вызволил, чем и гордится.
…А на досуге святой отец играет на духовом органе и читает прозу Эдуарда Лимонова. “Талантливо написано, жизненно, но большое количество мата меня раздражает, это грешно…” — говорит он. Сейчас отец Евстафий занят приготовлениями к переезду на новое место службы. На вопрос, возьмет ли он туда икону Сталина, батюшка лишь покачал головой. И сказал, что, когда все антисталинисты переведутся, тогда ее и повесит.