Кроме государственной службы «Скорой помощи» в Петербурге работает четыре частные компании, оказывающие услуги экстренной помощи. Еще 15 служб «Скорой помощи» существуют при коммерческих и федеральных клиниках. В каком случае частная «скорая» лучше государственной, а в каком – наоборот? – ответ на этот вопрос искал «Город 812».
Краткая история “Скорой”
Государственная “Скорая помощь” знала разные времена. В советские – врачу устроиться на “скорую” было едва ли не сложнее, чем в престижную тогда Свердловку. В постперестроечные – машины с красными крестами колоннами выстраивались у Смольного и гудели так, что на Дворцовой было слышно. В кризис 1998 года специалисты увольнялись из государственной “Скорой” толпами, а машины простаивали у стен подстанций – не хватало медицинских бригад.
|
Лев Авербах, генеральный директор “КОРИС- ассистанс”: -Спасибо за доверие нашим надежным партнерам – страховым компаниям. Ваша поддержка, действительно, сегодня очень нужна частным “Скорым”. Сегодня “КОРИС- ассистанс” обслуживает порядка 80% страхового рынка, и мы будем делать все, чтобы сохранить высокие позиции в этом сегменте рынка – наращивать автопарк, оснащать машины скорой помощи новым оборудованием, обучать медперсонал, улучшать менеджмент. |
При этом во все времена врачи “Скорой” зарабатывали больше своих коллег, и они же первыми начинали борьбу за права медицинских работников, потому что знали – без них не сможет обойтись никто. Конечно, это был шантаж, но власти вынуждены были идти на уступки.
Может быть, благодаря им, участникам событий 10- и 15-летней давности, сегодня в Петербурге государственная служба “Скорой помощи” оснащена хорошо оборудованным медицинским транспортом, зарплата у сотрудников – почти средняя по городу (у фельдшеров 16 – 18 тысяч руб., у врачей – 25 тыс.).
Параллельно, еще в 1996 году, в городе начал формироваться рынок платных услуг экстренной помощи. Сегодня частных “Скорых” в городе четыре (“Корис”, “Петербургская неотложка”, “ЕМС”, “Приоритет”), еще 12 служб скорой помощи существуют при коммерческих клиниках, 3 – при федеральных.
Понятно, работает и государственная Городская станция “Скорой помощи”. Если по приблизительным подсчетам во всех выше названных компаниях в общей сложности 60 машин, то в городской “Скорой” на линию ежедневно выходят почти 200 автомобилей. Плюс – около сотни машин у районных отделений “Скорой помощи”, действующих при поликлиниках.
Когда “скорая” спешит, но не торопится
К государственной службе экстренной помощи у нас всегда было сложное отношение. Успели вовремя, спасли человека, констатируем как должное. Опоздали, не спасли – клянем, на чем свет стоит.
Врачи в квартире не надевают бахилы, отказываются нести тяжелобольного в машину, госпитализируют не в тот стационар, что хотелось бы… На все эти претензии ответ один – как и всюду, здесь все зависит от человеческого фактора. В одном случае двое мужчин будут смотреть, как женщина тащит с 6-го этажа завернутую в одеяло исхудавшую умирающую мать в машину, в другом – две молоденькие фельдшерицы несут на стуле грузную женщину с инсультом, потому что носилки в узком лестничном пролете невозможно развернуть…
Одна “скорая” остановится возле лежащего на тротуаре человека, и если бригада торопится на вызов, по рации вызовет еще одну “скорую”, и та либо отправится на вызов, либо заберет больного с улицы. Другая бригада врачей промчится мимо, потому что в нормативных документах нет ни строчки об обязательном оказании помощи больному, к которому их никто не вызывал.
Вас собираются везти в Александровскую больницу, хотя ближе 31-я? Это не козни врачей. Больницы, подобные Центру передовых медицинских технологий, далеко не всегда сообщают о свободных койках в бюро госпитализации, особенно ночью, когда велик риск заполучить пациента-алкоголика с травмой. Как правило, везут в ближайший стационар, но если вместо, скажем, 20-й больницы вы захотите в Мариинскую и там есть свободные койки, можно уговорить бригаду отвезти вас на Литейный. Иногда, правда, при этом приходится “компенсировать расход бензина”. (На всякий случай – круглосуточный телефон для жалоб службы “Скорой помощи” 571-45-04.)
Право на выбор
К тому, что вызов “скорой помощи” – это своеобразная лотерея, мы уже, в общем, привыкли. И если хотим получить ее бесплатно или условно-бесплатно, то миримся и со следами сапог на полу, и с той больницей, в которую повезут.
В случае если мириться с этим не хочется, есть два варианта. Первый – для тех, кто живет по соседству с больницей или может добраться до нее быстрее, чем прибудет “скорая” и разберется, что случилось. В критической ситуации следует обратиться в приемный покой ближайшей больницы, в крупных стационарах они теперь называются отделениями экстренной помощи, и ее обязаны вам оказать. Если беда случилась с ребенком, то во взрослой больнице ему должны сначала помочь и уже затем направить (перевезти) в детскую.
Второй вариант – обратиться в платную службу “Скорой помощи”. Строго говоря, по закону неотложная медицинская помощь на территории РФ – это одна из государственных гарантий. Она оказывается бесплатно, независимо от наличия гражданства, документов, удостоверяющих личность, и полиса медицинского страхования. Поэтому, как говорит директор ООО “ЕР сервис” (работает под брендом “Петербургская неотложка”) Алексей Гапликов, по сути, пациент платит коммерческой “скорой” не столько за медицинскую услугу, сколько за сервис:
– Номер телефона коммерческой службы впервые человек начинает искать после неудачного опыта общения с государственной службой “Скорой помощи”. Кого-то ее сотрудники обидели, кому-то неверно поставили диагноз или отказались везти в стационар… Воспользовавшись услугами частной службы один раз, человек возвращается к нам снова, потому что точно знает, за что платит. И это не только чистый пол в квартире (врачи всегда разуваются или надевают бахилы). Платная служба “Скорой помощи” оказывает на дому самые разные услуги – от консультаций специалистов (хирурга, травматолога, невропатолога…) и забора анализов до медицинского сопровождения и транспортировки больных в любые стационары города или доставки пациентов из других регионов и стран домой.
При этом если диспетчер городской “скорой” вдруг решит, что вызов непрофильный и его должна обслуживать районная “скорая”, он его принимать не будет, а отправит в районную “неотложку”, а там – отправить к участковому терапевту. Коммерческая же выедет по любому вызову, даже если человека охватила паника из-за насморка (вдруг свиной грипп?). Что касается квалификации врачей, то во всех службах работают сертифицированные специалисты, которые не один год отработали в городской или районной службах “Скорой помощи”. Причем 60 процентов врачей частных служб – совместители: на полную ставку дежурят в государственной “скорой” и на полставки – в частной.
Перейти в частную структуру решаются немногие – в этом случае, все по тому же закону, они лишаются льгот, привлекающих специалистов в эту службу не меньше, чем приличная зарплата.
Кто ездит быстрее
С тех пор, как в Петербурге служба “Скорой помощи” разделилась на городскую и районную, и первая обеспечивается за счет городского бюджета, а вторая за счет Территориального фонда ОМС, “скорые” при поликлиниках, которые прежде называли неотложкой, тоже работают круглосуточно.
Врачи городской службы выезжают к больному только если он находится в состоянии, угрожающем жизни и здоровью. Это травмы, внезапные острые заболевания – судороги, кома, потеря сознания, асфиксия, “острый живот”, серьезные нарушения сердечно-сосудистой деятельности, отравления, роды и любые нарушения течения беременности, детские заболевания, психические расстройства. При этом не важно, где находится больной: дома, на улице или на работе.
Во всех остальных “домашних” случаях следует вызывать районную “скорую помощь”, прождать которую можно с утра до вечера, потому что на каждый район в Петербурге приходится по 2 – 5 врачебных и фельдшерских бригад. По статистике нареканий от пациентов районных служб гораздо больше, чем от пациентов городской “скорой”. И по большому счету, если уж рассматривать частную “скорую помощь” как альтернативу государственной, то она чаще всего “заменяет” именно районную службу.
– Мы не считаем себя конкурентами городской станции “Скорой помощи”, говорит директор самой крупной частной компании в России “КОРИС-ассистанс” Лев Авербах. – Если человек сломал ногу на улице, мы не сможем приехать быстрее городской “скорой”. Или если диспетчер страховой компании принимает вызов у застрахованного по ДМС и понимает, что у пациента кризисное состояние, он в первую очередь вызовет “03”, а следом отправит бригаду частной службы. У городской “Скорой помощи” 27 подстанций в городе, и вероятность того, что она доберется до больного быстрее, очевидна. Даже у нашей компании, располагающей 15 автомобилями в разных районах, такая возможность есть не всегда. Наше время прибытия по условиям договора со страховыми компаниями – 30 минут, а государственная должна добираться до больного за 15 – 20 минут. Но мы имеем большие преимущества в сравнении с районной “скорой помощью”, которую, например, во время эпидемии гриппа можно дожидаться несколько часов. Еще одно важное преимущество частных “скорых” – в том, что для нас территориальный принцип вообще не имеет значения. Частные бригады врачей в течение получаса прибудут туда, где нуждаются в их помощи, и с комфортом под наблюдением врача отвезут хоть в Ленинградскую область, хоть в Финляндию (хотя чаще происходит наоборот – нам приходится доставлять домой пациентов из других регионов и стран).
Рынок велик, работы хватит всем
Первая частная “скорая” в Петербурге впервые появилась в 1996 году. Компания ЕМС создавалась для обслуживания VIP-клиентов и иностранцев. С тех пор ситуация на рынке медицинских услуг изменилась, и у ЕМС теперь есть собственная клиника, в которой ведется амбулаторный прием пациентов. Ее директор Татьяна Романюк говорит, что служба экстренной помощи по-прежнему ее любимое детище: “Мы и сейчас ориентируемся на VIP-обслуживание. Но с тех пор как при крупных коммерческих центрах (“МЕДЕМ”, Американская клиника, “Евромед”) появились собственные службы скорой помощи, ориентированные на своих пациентов, представителей иностранных корпораций, данный сегмент рынка стал крайне конкурентен, и мы понимаем, что развитие нашей службы на столь узком сегменте невозможно. В связи с “перестройкой” рынка и кризисом платежеспособные пациенты уходят в основном в ДМС, и мы активно сотрудничаем со страховыми компаниями, хотя пациенты у них, как известно, разные. Поэтому сейчас мы изменили стратегию и выходим на другие сегменты рынка”.
Наверное, компании “Приоритет” в этом смысле легче. Ее создали с нуля врачи с опытом работы в городской и коммерческой службах “Скорой помощи”, выпускники Военно-медицинской академии всего полтора года назад. Как было, когда все начиналось, они не знают, потому что “Приоритет” пришел на рынок в условиях кризиса, но уже сегодня задумывается о приобретении шестого автомобиля, а это очень недешевое удовольствие.
Коммерческий директор компании Роман Топольсков считает, что конкуренция на рынке услуг скорой помощи нестрашна – он так велик, что работы хватит всем: “При условии, что государственные службы скорой помощи не будут демпинговать, предоставляя платные услуги, аналогичные тем, что оказывают частные компании”.
Бизнес становится малодоходным
Действительно, конкуренция на этом рынке пока невелика. Еще недавно создание служб экстренной помощи при коммерческих клиниках не очень пугало компании, которые сделали скорую медицинскую помощь бизнесом. Службы с одним автомобилем, созданные как вспомогательные подразделения для обслуживания собственных пациентов, при МЕДЕМе, Поликлиническом комплексе, “Скандинавии” или Адмиралтейских верфях, во-первых, не займут большого сегмента рынка, во-вторых, их кажущаяся меньшей стоимость просто “растворяется” в стоимости тех медицинских услуг, которые в конкретной клинике получает больной.
Пугает другое. Времена, когда для того, чтобы больной “оклемался”, достаточно было “тревоги на лице и магнезии в шприце”, остались в воспоминаниях Александра Розенбаума. Государственные службы “Скорой помощи” теперь оснащены не хуже коммерческих. На городскую программу совершенствования и развития материально-технической базы учреждений службы скорой медицинской помощи Петербурга на 2007 – 2011 годы выделено 2 млрд 685 млн 722 тыс. руб. И сегодня городские бригады “скорой” ездят к пациентам с дефибрилляторами, аппаратами искусственной вентиляции легких и системами жизнеобеспечения…
Коммерческие службы приглашают на работу врачей и фельдшеров, ориентируясь на зарплату в государственной “скорой” – они ведь должны платить больше, иначе останешься без хороших специалистов. То есть теперь, чтобы оказывать медицинские и сервисные услуги лучшего качества, чем в государственной “скорой”, надо вложить немалые деньги.
“Этот бизнес стал малодоходным, – утверждает директор “Петербургской неотложки” Алексей Гапликов. – Он создается, чтобы наработаться и устать”.
И тем не менее, это не останавливает государственные медицинские учреждения, которые в качестве хозрасчетных (платных) услуг создают свои подразделения “Скорой помощи”. Они работают при СПбГМУ им. Павлова, Северо-Западном окружном медицинском центре (бывшая больница Чудновского), Консультационно-диагностическом центре при президенте РФ.
Понятно, что затраты на создание и содержание этих служб гораздо ниже, чем у коммерческих “скорых”, поэтому они имеют возможность выставлять цены на свои услуги даже меньше себестоимости. Так же, как и Городская станция “Скорой помощи”, которая тоже имеет право на оказание платных услуг. Если так и дальше дело пойдет, то частным “скорым” придется приспосабливаться к работе в условиях жесткой конкуренции не между собой, а с государственными учреждениями.
Сказка о потерянном времени
Глобальная проблема для любой службы “Скорой помощи” – пробки на дорогах и отсутствие культуры у наших автомобилистов, не приученных пропускать “скорую”, даже если она едет с включенной мигалкой. Поэтому время прибытия врача в часы пик предсказать невозможно. У врачей “Скорой помощи” есть профессиональный термин – “золотой час”. Так они называют самое дорогое время, в течение которого стоящего на пороге смерти еще можно спасти. Но если к упавшему с высоты человеку или к уже позеленевшему от передозировки наркоману “скорая” прибывает через 40 минут, “золотой час” можно считать безвозвратно потерянным – его не надо понимать буквально.
И как решить этот вопрос жизни и смерти, сегодня не знает никто. Сначала поступали предложения о приобретении вертолетов для самых экстренных случаев. Но им пока над городом летать запрещается. Потом решили обзавестись катерами для доставки больных по воде. Но это дорого и неудобно – в городе нет стационаров, оказывающих неотложную помощь, к которым можно добраться по воде, значит, доставлять больного к ним надо на автомобиле и на нем же – добираться с больным до катера. Период навигации всего несколько месяцев в году, а содержание этого средства передвижения не из дешевых. Идею обзавестись скорыми катерами благополучно похоронили и Городская станция “Скорой помощи”, и компания “КОРИС”.
Так что сегодня есть только один способ сократить время простаивания бригады в пробках – пропускать машины с красным крестом на дорогах. Может, не далек тот час, когда и автомобилисту, отказывающемуся это делать, понадобиться скорая помощь. Статистика говорит о том, что в течение года она требуется каждому третьему петербуржцу.
________________________________________________________________
Страховые компании оценивают своих партнеров:
Ифигения Григорьевна Майорова, директор Центра личного страхования ОАО “РОСНО” Северо-Западная дирекция: – CORIS assistance, без сомнения, сегодня лидер на рынке экстренной медицинской помощи Петербурга. Мы сотрудничаем с этой компанией уже десять лет, и часто наши застрахованные просят вызвать к ним именно CORIS . Это очень приятно: довольны клиенты – довольны и мы. |
Валентина Владимировна Тихоненко, директор по медицине СК “Капитал-Полис”: |
Олег Исаакович Штильгойз, зам генерального директор по медицинскому страхованию СК РОСГОССТРАХ: -“Петербургская Неотложка” – это компания, которой мы на протяжении многих лет доверяем наших застрахованных. У этой службы скорой медпомощи есть все условия для оказания экстренной помощи кардиологическим, неврологическим больным, а также детям. Удобное расположение подстанций “Петербургской Неотложки” – в центре, на севере и на юге – позволяет бригадам оперативно выезжать в любой район Петербурга . Даже в нынешних непростых условиях “Петербургская Неотложка” активно развивается, автопарк Скорой Помощи пополняется новыми машинами, оснащается современным оборудованием. |
Лев Моисеевич Панеях, Генеральный директор ЗАО “Страховая медицинская компания АСК-Мед”: -В работе этой фирмы нас привлекает профессионализм медперсонала, компетентная диспетчерская служба, которая умеет грамотно уладить любую спорную ситуацию. Машины “Петербургской неотложки” всегда быстро доезжают до больного, благодаря оснащению автопарка системой GPS-слежения, что позволяет диспетчеру отправить ближайшую бригаду. Мы часто слышим от пациентов слова благодарности в адрес “Петербургской неотложки”. |
Оксана Ивановна Попова, директор по ДМС СК “РЕСО” (! Возможно, не так указала должность, поправьте пжл): -Главное преимущество Скорой помощи “ЕМС” перед другими частными Скорыми в том, что у этой компании есть своя многопрофильная клиника. Это очень удобно для пациентов, которые могут продолжить там лечение после оказания им экстренной помощи. В клинике встречает их уже знакомый медперсонал, это способствует быстрому выздоровлению наших застрахованных. |
________________________________________________________________
Кто скорее?:
Топ 10 частных и государственных служб “Скорой помощи” Петербурга | |
1 | Корис ассистанс |
2 | Городская станция “Скорой помощи” |
3 | “Петербургская неотложка” |
4 | “Приоритет” |
5 | “Скорая” ЕМС |
6 | “Скорая” СПбГМУ им. Павлова |
7 | “Скорая” Северо-Западного окружного медицинского центра |
8 | Ассистанс Экспресс |
9 | “Скорая” Консультационно-диагностического центра при президенте РФ по СПб |
10 | “Скорая” Дорожной клинической больницы |
Оцениввать рейтинг компаний, оказывающих экстренную медицинскую помощь, – дело не самое благодарное. Для нашего мегаполиса их, с одной, стороны, немного, с другой, слишком уж они разные. Но, похоже, для страховых компаний, к которым мы обратились с просьбой оценить работу служб экстренной помощи в городе, это не составило большого труда. По их мнению, второе место среди частных и государственных служб скорой помощи прочно занимает Городская станция – ее называют в числе лидеров даже те страховые компании, которые не имеют с ней договорных отношений. И от этого никуда не деться – в городскую службу вложены за последние годы огромные деньги, она хорошо экипирована и по качеству оказываемых услуг может составить конкуренцию платным службам.
Несомненным лидером среди частных структур стала компания “Корис-ассистанс”. Почти все исчезнувшие с рынка за последние годы скоропомощные компании приобрел именно “Корис”. В результате она стала самой крупной негосударственной компанией по оказанию платной скорой помощи. Ее выбирают в качестве партнера практически все страховщики еще и по той причине, что у “Кориса” есть собственный травматологический центр. Удивительно, что на четвертом месте – одна из последних компаний, получивших в нашем городе лицензию на право оказания скорой медицинской помощи – “Приоритет”. Начав работу в условиях кризиса, она стала партнером практически всех страховых компаний и продолжает развиваться. С такими темпами недалек тот день, когда она начнет наступать на пятки “Корису”, в котором, кстати, ее создатели работали в качестве врачей “Скорой помощи”.
В топ-10 вошли все службы “Скорой помощи”, которые правильнее было бы называть отделениями, созданными при клиниках федерального подчинения относительно недавно. Даже “Скорая” Консультационно-диагностического центра при управделами президента РФ, у которой пока и пациентов-то совсем немного. Именно эти службы становятся сегодня основными конкурентами специализированных служб “Скорой помощи”, поскольку себестоимость их услуг за счет государственного финансирования намного ниже, они имеют возможность оказывать петербуржцам экстренную помощь хорошего качества по более низким ценам. А для страховщиков, которые в условиях кризиса экономят на всем, это важный аргумент.
Топ 5 служб “Скорой помощи” при частных клиниках | |
1 | Медем |
2 | Американский медицинский центр |
3 | Скандинавия |
4 | ЕвроМедКлиник |
5 | Отделение “Скорой помощи” при Дорожной клинической больнице |
Еще недавно многие менеджеры медицинских страховых компаний считали, что успешность бизнеса зависит от организации единой цепочки – поликлиника, обслуживание пациентов на дому плюс “Скорая помощь”. Но в топ-10 не вошла ни одна страховая компания, владеющая такой цепочкой. Вероятно, потому, что в них оказываются услуги в основном лишь для своих застрахованных. Не только государственные клиники взялись за осваивание рынка экстренной медицинской помощи, но и практически все крупнейшие частные клиники Петербурга ввели услугу по транспортировке больных на собственных автомобилях. Правда, масштабы у всех разные. Если у “Адмиралтейских верфей” и “БалтМеда” всего по одному автомобилю, в которых работают в основном терапевты этих же клиник, то у Американской клиники и “Медема” – настоящие бригады врачебно-фельдшерской помощи. Правда, это не меняет главного назначения – работать на собственные медицинские учреждения. И это создает проблемы для компаний, оказывающих только услуги скорой помощи, поскольку лишает их обеспеченных частных клиентов. А именно они приносят основной доход.
Сегодня частные медицинские учреждения, в том числе и те, что оказывают экстренную помощь, борются за отмену права на предоставление платных услуг государственными учреждениями. Главный аргумент – нечестные правила игры на рынке, демпинг со стороны государственных компаний. Но, судя по рейтингу, страховым компаниям (да и обычным петербуржцам) все равно, кто предоставляет им ту или иную услугу, главное, чтобы она была качественной, а цена на нее низкой. Поэтому они стоят в стороне от этой борьбы, и пока она не завершена, охотно пользуются услугами и государственных, и частных служб “Скорой помощи”.