В каких странах можно пить за рулем, а в каких лучше не стоит

Президент России Дмитрий Медведев предложил полностью запретить употребление алкоголя за рулем. По его мнению, эта инициатива назрела из-за легкомыслия россиян, которые, выпив одну рюмку, не в состоянии остановиться. Эксперты опасаются, что намечающиеся изменения выльются в недоразумения и приведут к росту коррупции на дорогах. Мировой опыт говорит о том, что алкоголь чаще всего запрещен неопытным автолюбителям, мотоциклистам и водителям автобусов.

                Лет через 40 перестанем пить?

На сегодняшний день в России водитель признается пьяным, если в его крови содержится 0,3 и более промилле алкоголя в крови и 0,015 промилле в выдыхаемом воздухе. Таким образом, шофер может выпить пол литра пива. А если водитель недоволен результатами теста, то он может в течение суток пройти альтернативное медобследование и оспорить результаты.

Еще два года назад садиться за руль можно было лишь в абсолютно трезвом состоянии. Но в 2008 году в Кодекс об административных правонарушениях была внесена норма, допускающая содержание небольшой дозы алкоголя в крови водителя. Тогда начальник ГИБДД столичного ГУВД Сергей Казанцев в интервью Сити-ФМ объяснял, что “водители для этого созрели” и “все зависит от воспитания наших водителей”.
Хотя в то время против любого разрешенного количества алкоголя в крови водителей возражали многие чиновники. В частности, главный санитарный врач России Геннадий Онищенко заявлял, что любая “норма алкоголя – это для России преступление”, и вводить алконорму можно будет “лет через сорок, пока мы все не забудем пьянство”.

                Что можно американцу – для русского тюрьма

Впрочем, даже если употребление алкоголя за рулем будет у нас запрещено, автолюбители смогут тешить себя мыслью, что Россия в этом начинании не уникальна. Кое-где пить водителям также не разрешается. Хотя запреты объясняются не ментальностью народа, а вполне конкретными причинами.

Водители в других государствах нередко делятся на определенные категории, для каждой из которых предусмотрена своя мера ответственности. Запреты для рядового владельца машины и шофера автобуса заметно разнятся. Нужно помнить и о том, что в пределах одного государства, особенно в крупных федерациях вроде Индии или Канады, в каждом штате могут действовать свои правила употребления спиртного. Особенно это актуально для любителей арендовать за границей автомобили.

Полный запрет на возлияния за рулем введен в таких странах, как Румыния, Саудовская Аравия, Словакия, Бразилия, Чехия и Венгрия. В Канаде на уровне некоторых штатов введена система ограниченного лицензирования и неопытным водителям пить запрещено.
В Китае, Эстонии, Польше, Норвегии, Швеции, Пуэрто-Рико допускается 0,2 промилле алкоголя в крови водителя.

0,3 промилле помимо России разрешены в Японии, Уругвае, где алкоголь запрещен лишь водителям такси и автобусов, и в Индии кроме штата Керала, в котором действует полный запрет на алкоголь для автовладельцев.
Содержание 0,4 промилле алкоголя в крови допускается в канадском штате Саскачеване и в Литве после двух лет вождения.

В большой группе стран разрешены 0,5 промилле. К ним относятся: Австрия, Бельгия, Болгария, Коста-Рика, Хорватия, Дания, Финляндия, Греция, Гонконг, Исландия, Италия, Израиль, Люксембург, Перу, Португалия, Сербия, Южная Африка, Швейцария, Тайланд, Турция, Франция, Аргентина и Австралия. Причем в последних трех государствах водителям мотоциклов, такси и автобусов разрешено 0,2 промилле спирта. В Германии, Словении и Македонии алкоголь запрещен водителям в первые два года вождения. В Латвии водителям со стажем менее двух лет разрешено 0,2 промилле, а в Испании 0,3. В Голландии для автолюбителей со стажем вождения меньше пяти лет допустимо 0,2 промилле в крови.

Наконец, к числу самых либеральных по отношению к водителям стран относятся Малайзия, Мальта, Мексика, Новая Зеландия, Ирландия, Сингапур, Великобритания, ряд штатов Канады и США. Здесь допускается содержание 0,8 промилле алкоголя в крови.
Уникальная схема наказания нетрезвых водителей разработана в Южной Корее. Там автолюбитель может спокойно ездить, имея 0,4 промилле алкоголя в крови. Если в крови водителя найдено от 0,5 до 0,9 промилле алкоголя, то у него отбирают права на сотню дней. Когда интоксикация крови превышает 1 промилле, человек навсегда лишается лицензии на вождение.

За употребление алкоголя южно-корейского водителя могут и арестовать. Происходит это, если его поймали пьяным за рулем три раза за пять лет, а также в том случае, если в его крови найдено больше 3,6 промилле алкоголя. Следует добавить, что случается это нечасто – подобная концентрация алкоголя в крови грозит гибелью от отравления.

                 Опасения экспертов

Важным для автолюбителей оказывается не мнение заморских чиновников, а конечное решение их отечественных коллег. В Министерстве здравоохранения РФ считают, что минимально допустимая норма алкоголя в крови для водителей позволит не привлекать к ответственности невиновных. Ведь небольшое количество спирта содержится в ряде медпрепаратов, а также в кефире и квасе.

Также  известно, что безответственные водители, садящиеся за руль в подвыпившем виде, встречаются. Но все же основной причиной дорожно-транспортных происшествий на наших дорогах является превышение скорости. Статистика ГИБДД говорит о том, что за 11 месяцев 2009 года в стране произошло порядка 185 тысяч ДТП, из них лишь в 7% случаев повинны нетрезвые водители.

Особой проблемой для наших дорог является автокоррупция. Водители при задержании в пьяном виде, бывает, предлагают “договориться” сотрудникам ГИБДД, которые порой не возражают. А учитывая то, что нарушителей предлагается лишать прав на срок до двух лет, желание откупиться лишь усилится. В Сингапуре или Великобритании эта проблема не стоит столь остро.

В борьбе с этой традиций, по мнению некоторых экспертов, не помогут даже радикальные методы. “Как было взяточничество, так и будет, – прокомментировал ситуацию руководитель одной из питерских некоммерческих организаций, попросивший не называть его имени. – Что изменится, если сменить весь состав ГИБДД? Ничего. Надо менять все систему”.

Правозащитников беспокоит также другая сторона вопроса – привилегированное положение некоторых участников движения. Принятый в прошлом году новый внутренний регламент МВД, по сути, выводит из-под действия намечающегося закона целую группу особых лиц. На депутатов, судей, прокуроров и членов избирательных комиссий сотрудники милиции оформлять протоколы о нарушении не могут. Инструкция разрешает инспектору лишь составить рапорт о случившемся и передать его в органы прокуратуры. Вряд ли такой подход к трактовке правил дорожного движения  будет способствовать повышению безопасности на наших дорогах.