В кого и зачем стреляла «Аврора»

Легендарный крейсер «Аврора» был спущен на воду в 1900-м. У крейсера есть главная загадка: стрелял или не стрелял в 1917-м? Официальная версия его участия в штурме Зимнего дворца менялась так часто, что отличить в ней правду от лжи практически невозможно. В этом смысле интересен даже не столько ответ сам по себе, сколько его эволюция во времени.

26 октября 1917 года, наутро после взятия Зимнего большевиками, никто из действующих лиц, кажется, не сомневался, что «Аврора» стреляла по Зимнему боевыми снарядами. «Известия», на тот момент еще неподконтрольные большевикам, на следующий день после переворота так излагали хронику событий минувшего дня. «Ввиду полученных сведений в Городской думе об обстреле Зимнего дворца с крейсера “Аврора”, думское большинство послало три делегации: в Совет рабочих и солдатских депутатов, во Временное правительство и  на крейсер “Аврора” с целью избежать кровопролития. Заседание прервано до возвращения делегации». Это было за некоторое время до штурма. Делегации вернулись ни с чем. Потом Думе удалось установить телефонную связь с Временным правительством. Зимний дворец подвергается обстрелу со стороны крейсера «Аврора».

Сам ночной штурм газета описывала следующим образом: «Как передают, в 9 часов вечера из Гельсингфорса прибыли в Петроград 4 миноносца и учебное судно “Верный”. Вместе с крейсером “Аврора” они подошли к Зимнему дворцу и открыли огонь. Затем войска, стоящие на стороне военно-революционного комитета (структура большевиков, стоявшая во главе переворота. – А.М.) повели наступление на дворец. Из дворца лишь изредка отвечали юнкера».

Однако на открывшийся сразу после захвата большевиками власти Второй съезд Советов пришли, как пишут «Известия», «представители крейсера “Аврора” и миноносца “Забияка”, заявившие, что по Зимнему дворцу они стреляли только холостыми. На крейсере один случайно убитый». Не удовлетворившись выступлением, экипаж «Авроры» пишет открытое письмо: «Печать пишет, что “Аврора” открыла огонь по Зимнему дворцу, но знают ли г-да репортеры, что открытый нами огонь из пушек не оставил бы камня на камне не только от Зимнего дворца, но и прилегающих к нему улиц. Это обычный прием буржуазной прессы забросать грязью и не основательностью фактов происшествий, строить козни рабочему пролетариату. Что же касается выстрелов с крейсера, то был произведен только один холостой выстрел, обозначающий сигнал для всех судов, стоящих на Неве, и призывающих их к бдительности и готовности». Письмо опубликовано в «Правде» 27 октября.

Зачем понадобилось это официальное опровержение? Дело в том, что ленинцы, захватившие власть, были в политической изоляции. Не только малочисленные дожившие до октября 1917 года либералы, но и практически все социалистические партии откровенно называли их погромщиками. Поэтому первые дни большевики всячески старались улучшить свой имидж: подчеркивали «практическую бескровность» переворота (термин «переворот», кстати, использовали и они сами), заверяли, что не будут громить посольства и т.д. В этот же ряд встает и история с холостыми выстрелами. Тем более что Зимний дворец тогда – не только прибежище министров-капиталистов, но и военный госпиталь, в котором лежат раненные товарищи-солдаты.

Однако с разгромом всех врагов нужда скромничать исчезает, вместо нее появляется нужда в революционном пафосе. К 11-й годовщине Октября журнал «Огонек» публикует фотографию помещения с небольшой дыркой в стене и подписью: «Одна из комнат Зимнего дворца с пробитой залпом с “Авроры” стеной в Октябрьские дни 1917 года». Изданный в 1938 году «Краткий курс истории ВКП(б)» освещает этот сюжет одним уклончивым предложением: «Крейсер “Аврора” громом  своих пушек, направленных  на Зимний дворец, возвестил 25 октября начало новой эры».

Послевоенные вегетарианские коммунисты уже только в страшном сне могли увидеть, как легендарный крейсер «Аврора» стреляет по бессмертному творению Растрелли боевыми снарядами. Так версия о холостом выстреле стала канонической.

Когда все ценности советской власти были осмеяны и втоптаны в грязь, а классическая фотография штурма Зимнего оказалась кадром из фильма Эйзенштейна, под подозрение попала и «Аврора». Несмело вернулась версия о стрельбе боевыми. Сейчас она снова не в чести, хотя уже по другой причине: не мог легендарный русский крейсер, один раз воевавший с японцами и два раза с немцами, стрелять по бессмертному творению Растрелли.

Обычно отвечать на загадки истории помогает логика, но не в данном случае. Теоретически, стоя перед Николаевским мостом, «Аврора» могла попасть в восточную стену Зимнего дворца, которую не полностью закрывает от нее Адмиралтейство. С другой стороны – в руках восставших находилась Петропавловская крепость, стрелять из которой по Зимнему гораздо сподручнее. История с холостым выстрелом как сигналом к началу восстания тем более нелогична: тот, кто привел солдат на площадь, и должен им командовать, когда и куда бежать. Тем более что, как мы видим из письма моряков «Авроры», в 1917 году идеи о связи штурма и выстрела еще не было.

Есть версия, что «Аврора» стреляла боевым, но не по дворцу, а по Дворцовой площади или саду перед Зимним, где находились оборонявшие его юнкера. И немного промазала. Эта версия объясняет, почему стреляли с крейсера, а не из крепости: от крепостных орудий Дворцовую площадь закрывает здание дворца. К тому же, как писали газеты, обстрел с крейсера начался задолго до штурма. Что укладывается в эту схему.  Однако если стрелять по людям, то надо стрелять фугасными снарядами, с большим объемом взрывчатого вещества. Но попадание такого снаряда в стену Зимнего дворца вызвало бы повреждения, отрицать наличие которых большевикам было бы невозможно. Возможно, юнкеров хотели только попугать и поэтому стреляли снарядами без взрывателей. Пугать можно и холостыми, но у них звук выстрела отличается, и тренированное ухо сразу отличит один от другого.

Впрочем, есть еще одна универсальная версия, которой нельзя пренебрегать: тогда у революционных матросов не было недостатка в алкоголе и наркотиках. Поэтому выстрелить могли по любой причине.

А.М.

На заставке: журнал “Огонек”, номер 45 от 4 ноября 1928 г.

Фото Замира Усманова