За пять дней до теракта в Домодедово, петербуржцам продемонстрировали новую комнату безопасности на метрополитене. О том, что такое заведение необходимо, заговорили в апреле прошлого года, после подрыва террористами станции метро «Лубянка».
Пилотный проект безопасного метро был запущен пока только на одной станции – “Ладожской”. Здесь оборудовали целый комплекс – с рамками металлоискателей, просвечивающим конвейером для вещей и пока экзотическим устройством – рентген-кабиной для личного досмотра. Для бесхозных сумок предусмотрен переносной рентген-комплекс, а если он покажет что-то подозрительное, то его – до прихода взрывотехников – можно накрыть специальным взрывогасящим колпаком “фонтан”.
Увидев подозрительного пассажира, милиционер пригласит его не в пикет, а в эту кабину, просветит насквозь прибором и увидит, нет ли на теле пояса шахида. Главное – же что возможный взрывник будет тут же удален из толпы. К сожалению, пропускная способность метро не позволяет устанавливать металлоискатель в каждой двери или турникете. Зато лицевой сканер сможет вылавливать возможных террористов еще на подходе к станции, отслеживая лица и прогоняя их по базе данных. Впрочем, этот сервис – хоть и придуман лет двадцать назад, до сих пор не усовершенствован насколько, чтобы справляться с таким потоком людей.
Это не единственная проблема УВД на метрополитене. Как пояснила Online812 пресс-секретарь ГУП “Метрополитен” Юлия Шавель, для полноценного запуска “комнаты безопасности”, требуется соответствующая нормативная база. Во-первых, до сих пор непонятно, кто должен работать в новых комплексах: милиционеры из дополнительного набора или сотрудники частных охранных предприятий. По предварительным подсчетам, для обслуживания 20 комплексов (именно столько заложено в смету на ближайшие два года) требуется 1100 сотрудников. А милицию и так сокращают.
Понятно, что у частного охранника полномочий будет не больше, чем у ЧОПовца в супермаркете – то есть никаких. В ГУП “Метрополитен” планируют нанять для охраны гражданских специалистов и учредить для них специальную службу транспортной безопасности с расширенными полномочиями. Здесь законодатели еще должны поработать. То же касается рентген-установки: в аэропорту ее использование, конечно, оправдано, а в метро пассажиры могут и возмутиться. Тем более, что современные установки показывают картинку в очень натуральном виде: тот же человек, но без одежды.
По словам Юлии Шавель, на реализацию программы безопасности городской бюджет выделит 500 миллионов рублей. Этого хватит на строительство 20 комплексов – в первую очередь, на станциях, где расположены вокзалы, и станциях пересадок. Свой первый комплекс на “Ладожской” метрополитен строил на свои деньги. Впрочем, он еще не прошел госэкспертизу, поэтому и работает в тестовом режиме.