Как нам стало известно, в Михайловском замке (входит в состав Русского музея) тоже протечки. На наш запрос заведующий отделом исторического музейного оборудования и картинных рам Вячеслав Школьников сообщил, что в Михайловском замке, в том помещении, в котором складировали около 600 картинных рам (а это цокольное, проще говоря, полуподвальное помещение с окнами, которые выходят во двор Михайловского замка. – М.З.), рядом с окном появились два влажных пятна – приблизительный размер каждого 10 х 15 см. Протечка возникла в результате таяния снежных сугробов на территории внутреннего двора замка.
Сами картинные рамы не пострадали, поскольку стеллаж был изначально отодвинут от окна. В настоящее время снежные сугробы от окна отгребли с тем, чтобы остановить проникание влаги в фонд. А хозяйственные службы обещали в ближайшее время заделать трещины в асфальте, через которые предположительно проникает влага.
От себя – поскольку я теперь внимательно слежу за всем, что происходит в Русском музее, – добавлю, что это те самые помещения, в которых нарушена гидроизоляция, о чем Оксана Лысенко, старший научный сотрудник, специалист по картинным рамам, предупреждала еще до начала передислокации рам и задолго до снега – 5 ноября 2018 г. Процитирую материал Е.Кузнецовой: «Ситуацию в Инженерном замке она (О.Лысенко. – М.З.) описывает как «не совсем благополучную» и добавляет, что хотя сюда отправляют рамы без декора, не имеющие художественного значения, но многие из них имеют значение историческое. Например, эти рамы заказывали сами художники. “В Инженерном замке нам выделили помещение с нарушенной гидроизоляцией. Летом там было два влажных пятна на стенах, на одном была плесень. По приказу главного хранителя Ольги Анатольевны Бабиной пятна высушили, плесень обработали соответствующим составом. Но риск остался. Тем не менее рамы туда повезли”, — отмечает Оксана Лысенко».
Тогда влажные пятна высушили тепловой пушкой, а плесень обработали спецсоставом. И вот после этого – несмотря на то, что в помещениях цокольного этажа Михайловского замка, в том числе в помещениях фонда картинных рам была очевидным образом нарушена гидроизоляция, И О.Лысенко об этом предупредила, главный хранитель ГРМ О.Бабина приказала перевезти туда часть картинных рам. Это рамы позднего времени – второй половины XIX – начала ХХ вв. Большинство из них декора не имеет, однако это не означает, что они не представляют ценности и могу храниться как дрова.
Главная беда заключена в том, что тепловую пушку сейчас включать нельзя, поскольку экспонаты уже перевезены в это помещение в Михайловском замке и стоят на стеллажах. А раз пушку ставить нельзя, то надеяться приходится только на батареи центрального отопления.
Допустим, трещины в асфальте сейчас наскоро заделают, однако летом может пойти дождь, и никто не даст гарантию, что в это полуподвальное помещение опять не попадет вода, И снова тепловой пушкой хранилище нельзя будет высушить. Такова цена непродуманных, точнее сказать, безумных решений руководства ГРМ в лице директора В.Гусева и главного хранителя О.Бабиной.
Михаил Золотоносов