Учителя и родители школы № 308 на Бородинской улице не перестают радоваться новому «лежачему полицейскому». Каждая проезжающая мимо школы машина теперь снижает скорость, чтобы не удариться о резиновые квадратные «нашлепки», автомобилисты едут строго по полосам, чтобы не задеть разделительные красно-белые столбики. Но подобных ограничителей в Петербурге по-прежнему катастрофически не хватает. Более того, горожане разделились: одни благословляют появление таких препятствий, а другие – громко их проклинают.
Первый “лежачий полицейский” был установлен в нашем городе в сентябре 2001 года на улице Мира, 18. Новшество прижилось, через два года петербургские дороги стерегли 12 “ограничителей скорости”, а в нынешнем году число “лежачих полицейских” уже исчисляется сотнями. Официально “искусственными неровностями” (так называются “полицейские”) заведует Дирекция по организации дорожного движения.
– Искусственные неровности устанавливают на основе анализа причин ДТП, произошедших в конкретном месте, – рассказали в дирекции. – Чаще всего это места возле школ, детских садов, больниц. В 2009 году по нашему заказу проведена установка лежачих полицейских на 26 адресах, в частности в Кронштадтском и Колпинском районах Санкт-Петербурга.
Для пятимиллионного города 26 “лежачих полицейских” в год явно маловато.
– Нет ни одного района, у которого бы не было потребности в искусственных неровностях, – рассказал директор одной из компаний, занимающихся установкой и ремонтом “лежачих полицейских”, Дмитрий Стеблянко. – Заявки приходят к нам круглый год, люди просят установить “полицейских” возле школ, поликлиник, во дворах, у бизнес-центров, при въезде и выезде из магазинов и автозаправок. К сожалению, часто такие просьбы приходят с опозданием, после несчастных случаев – например, завтра едем на Каменноостровский, 17, где несколько дней назад чуть не сбили двух школьниц. Недавно работали на Камышовой – после того как там под колесами погиб ребенок.
Устанавливать искусственные неровности до трагических ДТП не получается – чаще всего из-за медлительности и недостатка финансирования.
Как рассказали специалисты, у желающих установить рядом с местом жительства или работы “лежачего полицейского” есть два пути. Первый – официальный: собрать подписи жильцов (родителей школьников, детсадовцев) и написать заявление в свое муниципальное образование. Там переправят заявление дальше на согласование и, возможно, вас включат в адресную программу по установке “лежачих полицейских”. Но произойдет это не раньше чем через год.
– Многие жильцы дома просто скидываются, собирают по 10-15 тысяч рублей, и фирма за день устанавливает им желаемый ограничитель скорости, – рассказал о втором варианте Дмитрий Стеблянко. – Внутри дворовых территорий согласование с ГИБДД не требуется, поэтому можно установить столько “полицейских”, сколько жильцы считают нужным для безопасности.
В Дирекции организации дорожного движения возразили, что согласование и проведение проектно-изыскательных работ нужно в любом случае – даже если искусственная неровность находится на внутридворовой территории. Иначе районный инспектор дорожного надзора может демонтировать купленного за свои кровные деньги “полицейского”.
Далеко не все питают любовь к ограничителям движения. Во-первых, их ненавидят автомобилисты – из-за неграмотно установленных “полицейских” машины царапают днище, бьются бамперами и прокалывают шины, а увидеть предупреждающие о неровностях знаки мешает плохая видимость. Бывает, что и сами знаки попросту отсутствуют.
– На Волковском проспекте имелся “лежачий полицейский”, у которого из-за постоянной езды грузовиков была выворочена середина, – рассказала жительница Фрунзенского района. – На месте получившейся дыры торчали железные штыри-крепления, на которых автомобилисты прокалывали шины. Это место попало в “черный список”, стараюсь там не ездить.
Кроме того, из-за “лежачих полицейских” повышается уровень вибрации и уровень шума. Что не радует жителей окрестных домов.
– Под окнами жилого дома на набережной реки Пряжки, д. 38, установили такого “полицейского”, – рассказал житель этого дома Константин. – Теперь и днем, и ночью гремят грузовики. Некоторые не успевают сбросить скорость – весь дом сотрясается.
Кстати, в Европе уже давно разработали “умного” полицейского – внутри резинового покрытия скрывается специальный датчик, который контролирует скорость проезжающего автомобиля. Если автомобиль замедляется до 25-30 километров в час, то “полицейский” становится мягким, и машина безболезненно и тихо “проминает его”. Если же скорость высока, то “полицейский” остается жестким.
– Такие разработки есть и в Петербурге, – говорит Дмитрий Стеблянко. – Но “умных полицейских” никто не устанавливает – они стоят в несколько раз дороже.