В Петербурге открылся частный музей современного искусства

Напротив метро «Василеостровская» открылся частный «Новый музей» современного искусства. Его основой стала коллекция петербургского бизнесмена Аслана Чехоева (на фото), собранная за последние годы. На фоне постоянных заклинаний чиновников о большом государственном музее современного искусства, сроки открытия которого неизвестны даже теоретически, частная инициатива сделала это быстрее и наверняка с меньшими затратами

           Мотивация Чехоева собирать искусство – не имеет для зрителей никакого значения. Принципиально его желание показывать коллекцию публично, да еще назваться музеем, то есть отойти от личных предпочтений и предъявить авторов, отобранных если не временем, то коллективным разумом экспертного сообщества. Бизнесмен утверждает, что руководствуется исключительно просветительскими намерениями и не преследует инвестиционных или пиаровских целей. В это трудно поверить, но можно принять как данность. До тех пор пока не доказано обратное.

Тем более что “Новый музей” заполняет важную культурную нишу. Показ искусства ХХ века в Русском музее доходит только до начала 1930-х годов. Руководство музея объясняет это дефицитом места для временных выставок, которые  привлекают питерскую публику, к тому же они проводятся на коммерческой основе и финансово подпитывают музей.

Ситуацией воспользовался Аслан Чехоев. Он очертил границы своего музея в пределах неофициального советского искусства 1950-х – 1980-х и актуальных имен начиная с 90-х. Деление “официоз-андеграунд” в последнее время признается устаревшим, попытки его преодолеть предприняты в постоянной экспозиции ХХ века в Третьяковской галерее. Но частные возможности ограничены. Московские и петербургские галеристы и дилеры, а также приглашенный из Новосибирска арт-директор музея Владимир Назанский составили список имен, которые надо приобрести. Собраны произведения 73 художников – за исключением Ильи Кабакова и еще нескольких имен представлены все действующие лица арт-сцены российского происхождения.

Собрание неравноценно по качеству, лучшие вещи Михаила Рогинского, Анатолия Зверева, Евгения Рухина, Леонида Сокова (умышленно называю художников разных направлений) и многих других давно осели в музеях и частных собраниях. Они показаны, но не ради них надо идти в “Новый музей”.

Назову семь произведений в хронологическом порядке, ради которых стоит выйти на станции метро “Василеостровская”.
Первый русский абстрактный экспрессионист Евгений Михнов-Войтенко представлен ранней, почти фигуративной работой конца 1950-х годов из серии “Тюбики”.
“Пейзаж” гениального самоучки Василия Ситникова создан в 1984 году в эмиграции, его вещей сохранилось очень мало. В минималистичном пейзаже едва просвечивает скромная церковь: духовные поиски не могут претендовать на обладание недвижимостью.
В картине “Суд Париса или Ялтинская конференция” (1989) основатели соц-арта Виталий Комар и Александра Меламид переводят античный миф на язык карикатуры: Парис – Гитлер выбирает лучшую среди богинь – лидеров коалиции. Художники напоминают, что итогом ялтинской встречи стала Берлинская стена и исчезновения в ГУЛАГе десятков тысяч людей, преданных союзниками сталинскому режиму.

Серия фотографий Влада Мамышева-Монро “Жизнь замечательных Монро” (1995), кажется, не имеет ни начала, ни конца. Художник и перформер легко перевоплощается в любого медийного персонажа от Жанны д’Арк и Наполеона до Любови Орловой и Мэрилин Монро. Мы живем в мире выдуманных имиджей, которые заменили подлинные ценности.

Знаменитая серия фотографий группы АЕС+Ф “Подозреваемые” (1997) – это 14 портретов девушек, половина из них – ученицы элитных гимназий, половина – осуждены за убийства. Точно определить “Who is who” еще никому не удалось.
В центре серии фотографии Рауфа Мамедова “Ужин в Эмаусе” (2007) – известный евангельский сюжет, сыгранный страдающими “синдромом Дауна”. Он окружен сценами с обычными людьми на темы любви и времени. Художник предельно обостряет тему толерантности.

Картина Виталия Пушницкого “Триптих” (2008) изображает пистолеты, аккуратно выложенные в оружейном магазине. Все конфликты заканчиваются насилием, и как разорвать этот круг, цивилизация не знает.
Вход в музей будет платным. Билет должен стоить рублей 200.