В Петербурге подвели итоги ЕГЭ

В Петербурге подведены результаты сдачи ЕГЭ. Общее количество экзаменационных работ составило 350 тысяч. В то время как общее количество сдававших экзамен не превышало 34 тысяч, а аттестаты получили 30 тысяч одиннадцатиклассников.

       Каждый выпускник был обязан сдать два теста – по русскому и математике, но для поступления в вуз в большинстве случаев требовалось три. Поэтому среднее количество тестов, выпавших на долю одного абитуриента, равняется четырем.
Об особенностях сдачи ЕГЭ в Петербурге Online812 побеседовал с заместителем председателя Комитета по образованию Юрием СОЛЯНИКОВЫМ.

– Правильно я понимаю – сдать ЕГЭ может каждый. Даже если у него есть высшее образование – просто чтобы попробовать свои силы?
– Да, но в этом году прием на сдачу ЕГЭ закончился 5 июля. В следующем – будет достаточно прийти в июне в районный центр организации ЕГЭ – и зарегистрироваться на те экзамены, которые вас заинтересовали. Потом вам просто скажут адрес и дату. Результат экзамена действителен два года. Вот у нас в этом году среди сдающих много тех, кто в прошлом году сдавал ЕГЭ, но результат их не порадовал. Теперь такой абитуриент, от которого требуется три сертификата, может взять, например, один прошлогодний и два нынешних – и с ними отправиться в приемную комиссию.

– Много ли апелляций подали в этом году экзаменующиеся?
– На процедурные вопросы пожаловались 10 человек, причем подтвердились только 2 жалобы. Это значительно меньше, чем в предыдущие годы. Мы отнюдь не считаем, что большое число жалоб свидетельствует о плохой организации экзамена – скорее, это показатель высокого самосознания самих выпускников и их родителей. Но жалоб было действительно меньше – видимо, кризис доверия к ЕГЭ уже миновал.

– А к чему сводятся претензии?
– Процедурные вопросы одинаковые: правильно ли работают эксперты, мою ли работу проверяли, верно ли сработал сканер. Апелляций по содержанию чуть больше. Зато никто уже не спрашивает, почему вопросы оцениваются по-разному. Оценки за каждый вопрос известны заранее, а сам экзаменующийся знает, что раздел В состоит из нескольких вопросов – В1, В2 и т.д. и чем большая цифра – тем сложнее задание и выше балл. Сложности возникали с разделом С. Каждую работу проверяли два эксперта, и обычно их мнения совпадали. Если же их мнения сильно расходились, привлекался третий специалист. Но все-таки это уникальные ситуации. Для получения хорошей оценки работа должны отвечать восьми критериям, которые были разработаны заранее.

– Экспертами выступали обычные учителя?
– Наши эксперты имеют очень высокую квалификацию, они изначально – преподаватели школ, а еще закончили специальные курсы.

– Была идея: ради абсолютной непредвзятости приглашать экспертов и наблюдателей из других регионов.
– Пока в этом нет необходимости. За порядком на экзаменах в городе следили 700 общественных наблюдателей, а в будущем году, мы надеемся, их станет больше. Поработать наблюдателем: отследить весь процесс, от получения конверта с заданиями до сдачи работ – может кто угодно. Главное условие: если дети наблюдателя сами сдают экзамен, то – обязательно в другой школе.

– А были среди апелляций жалобы на списывание? Обидно видеть, как твой сосед решает все чужим умом, а потом получает более высокий балл.
– Списывание вряд ли поможет, ведь у всех разные варианты. Но жалоб на пользование мобильными телефонами было много. 37 человек в разных районах были удалены из аудитории и не смогли сдать экзамены именно по этой причине.

– Каковы успехи петербургских выпускников в сравнении с ребятами из других регионов?
– По другим регионам у нас информации нет. В Минобрнауки ведется подобный мониторинг, но его результаты никак не влияют на финансирование образовательных программ. Да, каждый регион интересуется своей статистикой, но для того лишь, чтобы методисты сами распознали свои слабые и сильные места, оценили эффективность своих методик или, скажем, применяемых в процессе учебников. Соревнование регионов нам ни к чему, иначе возникнет нездоровая ситуация: с повсеместными подсказками, списыванием и т.п.

– Но какие-то петербургские особенности на ЕГЭ были выявлены?
– Во-первых, большое количество предметов: не три, как в других регионах, а 4 – 5. В прошлом году был рекорд: выпускник сдал 13 единых экзаменов, но, мы думаем, из спортивного интереса, а не из-за того, что никак не мог определиться с будущей профессией. В 2009 году выпускники почти не заинтересовались физикой: ее выбрали 10 процентов. То есть технические вузы 11-классников почти не заинтересовали. Однако картина в Петербурге иная: интерес к естественно-научному блоку предметов у нас традиционно выше, чем в целом по стране. Скажем, в 2009 году физику сдавали порядка 22 процентов петербургских выпускников, и в этом году – 20 процентов. Конечно, интерес к химии, математике, биологии растет, и уже не первый год. С одной стороны, петербургские технические вузы славятся повсюду, и многие понимают, что пренебрегать ими не стоит. С другой – кризис тоже оказывает свое влияние. Так что дети сами, на примере знакомых семей, могли убедиться, что, имея специальность юриста или менеджера, очень легко стать безработным. А квалифицированных инженеров берегут на любом предприятии.

– ЕГЭ открыл двери столичных вузов для способных ребят из провинции. А нет ли таких случаев, когда петербургский выпускник сдал три экзамена на 150 баллов – и поехал, скажем, поступать  в Челябинск, поскольку там проходной балл ниже?
– Я не слышал о таком исходе. Звучит фантастично. Но могу сказать, что в Петербурге количество бюджетных мест сейчас превышает 30 тысяч. Так что можно найти вуз и в своем городе. Правда, с этого года можно подавать документы только в пять учебных заведений максимум на 15 специальностей. Такой разбросанности, как в прошлом году, – не будет.

– Теперь петербургские школы, успешно натаскивающие ребят на сдачу теста, предстанут как передовые учебные заведения – по сравнению со школами, выпускающими медалистов.
– Действительно, золотая медаль с этого года не дает никаких льгот для поступления в вуз. Правда, количество медалистов в этом году не снизилось, по крайней мере, в процентном отношении. В 2009 году выпускников было на пять тысяч больше… В Петербурге никогда не будут делить школы на лучшие и худшие, исходя из результатов ЕГЭ. Во-первых, шанс на поступление в вуз дают еще и олимпиады: вузовские и всероссийские. Во-вторых, непонятно, какие показатели ЕГЭ принять за идеал: две-три 100-балльные работы при большом количестве посредственных или, скажем, преобладание “хорошистов” или полное отсутствие двоечников… И главное – наши школы несут разные задачи: не только образовательную, но социальную, воспитательную и т.п. Каждая школа с трудными учениками или с будущими гениями выполняет свою функцию, и сравнивать их с помощью ЕГЭ – некорректно.

Какие экзамены выбрали для сдачи петербургские выпускники*
Русский язык, математика – обязательный
Обществознание – 54%
Физика – 20%
История – 25%
Биология – 17%
Литература – 16%
Информатика – 13%
Химия – 10%
География – 7,5%
Немецкий, французский, испанский языки – 1,3%, 0,9%, 0,3%

* “Выбрали для сдачи” – означает, что эти экзамены соискатели собирались сдавать в мае. Но не исключено, что к моменту наступления экзаменов их предпочтения поменялись.