На прошлой неделе обещала изучить, как сеть отслеживает новую логику нашей жизни. На этот счет были у меня в запасе две любимые ссылки, обе на проекты, созданные писателем, ныне редактором сайта полит.ру Андреем Левкиным.
Первая – на коллективный проект “Новые описания”, который он начал года три назад и размещал на платформе “Русского журнала”. Идея была такая: в условиях “новой стабильности” работали вроде бы милые нам логики, однако динамика жизни как-то не улавливалась. Все вроде бы было понятно, но впечатление, что сидим, как в болоте.
Скука какая-то. Что-то же должно происходить.
Тогда Левкин выдвинул гипотезу: может, все дело в вещах? Может быть, появляются какие-то новые вещи, которые для начала надо просто ухватить в описании? Так появился проект, туда стали писать разные авторы: кто о чем – от кулинарии до политики. Прекрасно вписывался этот проект в обозначенную мной тенденцию слежения за реальностью. Но вот беда: ссылки я на него дать не могу. Статьи, писавшиеся для этого проекта, с сайта russ.ru никуда не исчезли – они скопом переместились в новую рубрику и совершенно смешались там с писаниями самых разных авторов на самые разные темы. Там теперь рассуждения Глеба Павловского соседствуют с текстами Джона Апдайка, статья покойного адвоката Маркелова о конституции – с рассуждениями о продуктивной политике “Единой России” и т.д.
Зачем такое буйное цветение размещают на одной страничке? То есть с авторами-то понятно: публиковаться негде, поэтому пишут туда, где берут. А вот те, кто берет, – они какой логикой руководствуются?
Ладно, одна ссылка провалилась. Я хотела дать другую: тот же Левкин затеял примерно с год назад на полит.ру проект “История онлайн”. Каждую неделю писался недлинный обзор произошедшего с целью создания своего рода документальной ленты. В надежде, что ее просмотр задним числом даст возможность понять, что же происходило и куда все идет. И вот не далее как на прошлой неделе вышел обзор этой рубрики под заголовком “История онлайн временно невозможна”.
Цитирую: “Почему невозможна? Утрачено более-менее спокойное однообразие, стилистика, которая могла считаться более-менее объективной. Нет опоры для отстраненной точки зрения. Не личной, общественной. Личная точка не годится, здесь ведь не авторское кино, а документальное”. И дальше идут разные примеры: и про воинов креатива, с которыми так в итоге ничего и не прояснилось, и про девочку Машу Сергееву, зажигавшую на митинге “Единой России”, и про откровенный политический стеб, появившийся в передовице “Ведомостей” в начале февраля. Вывод: трудно выстроить серьезное описание действительности, когда действительность ведет себя абсурдно.
Значит, отслеживать происходящее временно невозможно. Проект закрыт.
Но хочется все же понять, что происходит. Сеть в этом отношении ничем на прошлой неделе помочь не могла. Русский ЖЖ продолжал дружно комментировать посты Артемия Лебедева: тот решил завоевать себе популярность публикацией фотографий разных ЖЖ-юзерш без лифчиков (они эти фотографии сами ему присылают в соответствии с четко установленными правилами). Затеяно все это, видимо, чтобы продемонстрировать сетевому сообществу, что голые женские груди есть единственный предмет его интереса.
Но вот сайт open space (http://www.openspace.ru/news/details/8041/) порадовал новостью: издательство “Лимбус пресс” объявило о начале работы над новым учебником по литературе, в создании которого примут участие Владимир Шаров, Ольга Славникова, Илья Бояшов, Андрей Битов, Дмитрий Быков, Захар Прилепин, Павел Крусанов, Михаил Шишкин, Александр Секацкий, Елена Шварц, Александр Кабаков и другие литераторы. Если бы и Левкин участвовал в этом проекте, я бы тогда объявила, что литература совсем ушла из сети в книги, и хотя бы в одном пункте установилась бы ясность.
А так приходится констатировать, что ни событий, ни описаний, ни историй в сегодняшней сети нет. Бескрайнее поле с необозначенными проблемами.
Ольга Серебряная