В Русском музее открылась выставка иконы. Символизма

В корпусе Бенуа – выставка художника Павла Кузнецов (1878 – 1968). Кузнецов не нуждается в круглой дате, чтобы его показывали персонально. Он по праву занимает место главной фигуры русского символизма в визуальных искусствах. И не только картинами периода общества «Голубая роза», которое он придумал и возглавил в 1907 году. Его «степной цикл» 1908 -1912 годов с преобладанием синего и голубого, показа мирного труда – тоже символизм. Реальная степь – мрачнее и суровее.

Картина «В степи» стала лейблом Кузнецова. После 1917 года художнику пришлось изображать «будни великих строек» и счастливую колхозную жизнь. И здесь он пытался не изменять себе, хотя получалось не очень. И кузнецовский синий постепенно стал исчезать. Художник находил отдохновение в портретах друзей – скульптора Александра Матвеева и поэта Сергея Городецкого.

Кузнецова показывают много и достаточно часто – как персонально, так и в различных контекстах.  На вопрос, что на нынешней выставке «из неопубликованного», куратор Галина Кречина назвала чайный сервиз «Коралловый», он создан в 1918-1919 году по эскизам художника на Государственном фарфоровом заводе; два майоликовых подноса – «Адам и Ева» и без названия, созданные в 1900-е годы, а также вышивку «Смерть Тентажиля» (1904) по сказке Мориса Метерлинка – еще одной иконы символизма.

Возможно ли появление ранее неизвестных произведений Кузнецова? Кречина считает, что возможно: художник 90 лет прожил. Но хочется, чтобы кто-нибудь принес «холстик» из раннего. Работ Кузнецова, созданных до 1907 года, сохранились единицы.

Выставка работает по 29 января 2024 года.

В.Ш.