В центр Петербурга вернулись кареты

Городская власть начала бороться с каретниками летом 2007 года, когда погибла маленькая дочка тогдашнего мэра Сочи Виктора Колодяжного. Напомним, в повозку с девочкой врезался автомобиль. С тех пор все поездки на каретах в северной столице были запрещены. Но несмотря на запреты, по Петербургу, в том числе и по Дворцовой набережной, где погиб ребенок, опять курсируют кареты с радостными туристами. Оказалось, что чиновники с позором проиграли войну с извозчиками.

       Чиновники взялись за гуж
Гужевыми перевозками в центре Петербурга теперь занимаются всего две компании. И без того специфичный бизнес (заработать можно только летом) оказался сильно подорван чиновничьим прессингом. После гибели ребенка высокопоставленного чиновника сотрудники милиции бесцеремонно высаживали туристов из карет, а возницу тягали в отделения и держали там по три часа. Видимо, надеялись, что каретники в конце концов испугаются и навсегда уйдут с рынка. Но извозчики не испугались и пошли за правдой в прокуратуру и суд, которые не нашли в деятельности возниц ничего противозаконного.   

– Есть федеральный закон и Правила дорожного движения для гужевого транспорта. Гужевые повозки, если нет запрещающих знаков, должны двигаться по крайней правой полосе, – говорит Александр Ивахнов, владелец одной из компаний, предоставляющей кареты для экскурсионных прогулок. – Власть нарушит закон, если запретит нам работать в городе. Поэтому мы катаем людей по историческим местам Петербурга, кроме Невского проспекта. Губернатор подписала распоряжение, которое запрещает нам туда въезжать. Но мы и не стремимся на Невский. Стоять в пробках, дышать газами никому не интересно.  

Городская власть, судя по всему, предпочитает больше не трогать каретную тему. По крайней мере, все профильные комитеты городской администрации (комитет по транспорту, комитет по транспортно-транзитной политике, дирекция по организации дорожного движения) с явным облегчением сообщили, что не имеют никакого отношения к деятельности гужевого транспорта. “К счастью, нас это не касается”, – чистосердечно призналась одна из чиновниц.

– Самые главные наши контролеры – городская ветеринарная служба и ГИБДД, – говорит Владимир Гнездилов, директор второй компании, занимающейся гужевыми перевозками в центре Питера.

        Сыр-бор из-за пяти повозок
Отметим, Смольный не сразу признал свое поражение. Поняв, что грозный окрик “не пущать!” извозчики пропустили мимо ушей, власть предложила им регистрировать гужевые повозки. Предполагалось, что каретам будут выдавать номера, а возницам – “права”. Кроме того, хотели даже ввести требование о предварительном прохождении извозчиками медицинского освидетельствования и сдаче ими квалификационного экзамена на знание ПДД.

Но инициатива чиновников вступила в непреодолимые противоречия с Правилами дорожного движения.

– В правилах сказано, что управлять гужевым транспортом может лицо, достигшее 14 лет, а в проекте документа, который предлагал комитет по транспорту, говорилось, что это должен быть человек от 18 лет, имеющий к тому же водительские права, – рассказывает Владимир Гнездилов. – Непонятно и другое – как карета может проходить техосмотр. 

Еще одна идея Смольного – разработать и утвердить маршрут, по которому можно катать туристов, – тоже осталась в планах. Единственный документ, на который ориентируются владельцы карет, – подписанное еще губернатором Яковлевым распоряжение от 1999 года, согласно которому движение гужевого транспорта запрещено или ограничено на 21 улице в историческом центре.

…Этим летом в Питере работает всего три кареты. А в 2007 году, когда случилась трагедия, их было пять. Стоила ли борьба с ними тех грандиозных усилий, которые предпринимали чиновники?

       Кстати
Водитель “жигулей” Алексей Боталев, протаранивший карету с дочкой сочинского мэра, получил полтора года лишения свободы условно, несмотря на очевидное нарушение Правил дорожного движения. Парень проигнорировал максимально разрешенную на Дворцовой набережной скорость 40 км/ч. Говорят, отец погибшей девочки Виктор Колодяжный просил, чтобы суд не наказывал строго виновного в гибели его дочери. Сам на суд он не приехал, прислав письмо о том, что претензий к Боталеву не имеет.