Вакцины. Религиозные войны

Мне давно хотелось понять, почему в действиях и речах активных поборников вакцинирования так много несвойственной в наше время «приличным людям» истеричности, агрессии и истовости.

Все время складывалось ощущение, что эти люди страшно боятся, что у них что-то отнимут, уже отнимают или даже отняли, и это что-то необходимо восстановить, вернуть любой ценой.

Поведение вполне религиозное: так ведут себя верующие, ощущающие угрозу основным догматам своей веры: так вели себя язычники по отношению к ранним христианам, так вели себя (потом) христиане по отношению к язычникам и друг к другу… Религиозные войны – самые кровавые и самые безнадежные в плане исхода.

Это – войны на уничтожение.

Пока Просветители не придумали «прогресс», традиционным восприятием истории был как раз упадок человечества: от Эдема(«Золотого века» в разных его формах) до ожидаемого и заслуженного Страшного Суда (в разных формах).

Ну, а повседневное, так сказать, время было просто круговым: смена сезонов, сезонные праздники, ритуалы и обряды. Время было цикличным на личном уровне и вело к упадку – на глобальном.

Наступило похмелье после XIX – XX веков, когда ожидалось, что технологии решат все (в том числе и нравственные) проблемы человечества.

Многие и сейчас держатся за веру в прогресс как за последнюю соломинку.

И вот мне кажется, что «вера в вакцины» – это именно часть этого, столь важного для современного «образованного» человека, дискурса.

Вера в прогресс – краеугольный камень современных представлений о мире и о самом себе. Убери его – рухнет все.

Потому-то сторонники вакцин и превратились так быстро в «верующих» (выражение «Я верю в вакцину» никого не изумляет, хотя должно бы).

Они чувствуют, что могут утратить саму почву, на которой до сих пор они стояли и строили свою жизнь.

Если наука не «знает точно», если государство не «защищает от опасности», если технологии не «решают проблемы»,  и – главное – если жизнь человечества не развивается в сторону все более и более комфортного и всячески прекрасного будущего, то как с этим жить?

Даже не признавая этого вслух, даже усомнившись в благодетельном и неизбежном, как когда-то коммунизм, существовании прогресса, жить людям, верившим, что они и никто другой добились всего того, что они добились и что только они – кузнецы собственного счастья, становится тяжко.

Очень тяжко.

Естественный выход – винить во всем «примитивных антиваксеров» и вести воистину религиозную войну.

Я уже устала считать, сколько реально умных, талантливых и интересных людей пало жертвой этого кризиса.

Это больно видеть, но это неизбежные жертвы, как в любой религиозной войне.

Елизавета Покровская