Васнецов для церкви. Всадники Апокалипсиса – это не витязь на распутье

Зачем идти смотреть выставку «Виктор Васнецов и последователи» в Музей истории религии (Почтамтская улица, 14)? Прежде всего, чтобы увидеть «Всадников Апокалипсиса» – эскиз неосуществленной росписи в киевском Владимирском соборе. 

Эта работа датируется 1887 годом. Библейский сюжет, вдохновлявший многих художников, начиная как минимум с Альбрехта Дюрера, сильно заинтересовал Васнецова, искавшего новые пути русской религиозной живописи. 

Тогдашний «худсовет» не принял эскиз, посчитав, что сюжет будет не понятен для молящихся и напугает их. Художник по этому поводу заметил: «В старинных церквах Апокалипсис изображался, стало быть нужно признать, что в старину люди были понятливее».  

Васнецов выполнил для собора эскиз на другой сюжет, а все пять эскизов «Апокалипсисов» разошлись по частным рукам как самостоятельные произведения. Тот, что находится в коллекции ГМИР, самый известный, его часто воспроизводят, теперь можно увидеть оригинал. Еще один эскиз принадлежал Федору Шаляпину, он находится в Музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки в Москве. 

Виктор Васнецов (1848 – 1926) – основоположник «неорусского стиля» («Витязь на распутье», «Алёнушка», «Иван-Царевич на Сером Волке», «Богатыри» (в народе обычно  называются «Тремя богатырями»).

К 175-летию Васнецова Музей истории религии решил показать три картины «Евхрастия», «Сошествие во ад», «Распятие», которые украшали интерьер храма Георгия Победоносца в поселке Гусь Мальцовский Владимирской губернии (с 1926 года  – город Гусь Хрустальный), а также два эскиза для этого храма – «Страшный суд» и «О тебе радуется, Благодатная!». Оригиналы находятся в самом Гусь Хрустальном. 

Для полноты показа васнецовского наследия в ГМИР представлены студенческий эскиз «Искушение Христа» (1869) и деревянный крест-распятие.

На тыльной стороне распятия сохранилась надпись, о том, что это последняя работа Васнецова, выполненная в 1926 году. И автографы его сын Алексей и дочь Татьяна, удостоверившие этот факт.

Выставка работает до 17 марта 2024 года.

Борис Вадимов


Теги: