Очередной предпремьерный скандал. Теперь вокруг художественного фильма «Движение вверх» – о победе сборной СССР на Олимпийских играх 1972 года в Мюнхене. Видимо, фильм должен поднять россиянам настроение перед Новым годом. Но родственники героев фильма – Владимира Кондрашина и Александра Белова – недовольны и обратились в суд.
«Движение вверх» – это третья совместная работа телеканала «Россия» и студии «ТРИТЭ» Никиты Михалкова. Предыдущие работы студии – «Экипаж» и «Легенда номер 17» – якобы даже потеснили голливудские фильмы в прокате, а пример второго из фильмов – о хоккеисте Валерии Харламове – подсказал кинопродюсерам, что у зрителей есть интерес к героям спорта и большим национальным победам на крупных соревнованиях. А тут еще Владимир Путин, посмотрев «Легенду номер 17», подсказал, что «было бы неплохо создать ряд картин, посвященных величайшим советским и возможно даже российским спортсменам». О спорте и кино зашла как-то речь на прямой линии с президентом и вполне естественно, что первой на ум пришла фамилия Льва Яшина.
Однако заартачилась супруга легендарного футбольного вратаря, она категорически отвергла саму идею художественного произведения о ее муже. «Помру – тогда можете художественный фильм делать, и что кому взбредет в голову, пусть делает. Я видела про Боброва фильм – отвратный», – заявила Валентина Яшина. Имея в виду, судя по всему, ленфильмовскую ленту Виктора Садовского «Moй лучший дpуг, гeнepaл Bacилий, cын Иocифa» 1991 года о взаимоотношениях Василия Сталина, сына отца народов, и знаменитого футболиста и хоккеиста Всеволода Боброва.
Не получилось у кинематографистов с футболом – и они переключились на баскетбол. Режиссер Антон Мегердичев (известен как автор фильма-катастрофы «Метро» и одной из частей предновогодних «Елок») с мастеровитыми актерами вроде Владимира Машкова, Сергея Гармаша, Андрея Смолякова, Евгении Толстогановой снял фильм про сенсационную победу сборной СССР над американцами в финале олимпийского турнира 1972 года.
Тот матч действительно был историческим – наши впервые обыграли на Олимпиаде сборную США (правда, составлена она была не из звезд НБА, как это происходит теперь, а из лучших игроков студенческих команд), да еще и в редкой по драматизму игре (американцы выигрывали с разницей в одно очко, когда прозвучала финальная сирена, стали уже праздновать свой успех, но судьи, как выяснилось, поспешили с сигналом и предложили доиграть три секунды, сборная США после долгих протестов вернулась на площадку, а нашим хватило оставшегося времени, чтобы доставить мяч в корзину и одержать победу, потому что в баскетболе за попадание полагается два очка).
Главными действующими лицами тех событий были ленинградцы – главный тренер баскетбольного «Спартака» и сборной Владимир Кондрашин (в фильме – Владимир Гаранжин) и его воспитанник Александр Белов, совершивший тот самый решающий бросок после передачи через всю площадку Ивана Едешко.
Ни Кондрашина, ни в 26 лет скончавшегося от редкой болезни сердца Белова нет в живых (как и еще семерых участников того матча), а вот их поныне здравствующим супругам сценарий Николая Куликова (он же писал «Легенду номер 17») не понравился: Евгения Кондрашина и Александра Овчинникова, вдова Александра Белова, в прошлом тоже профессиональная баскетболистка (они тоже присутствуют среди действующих лиц в фильме), подали судебный иск против студии Никиты Михалкова. Даже притом что консультировал съемочную бригаду тот самый Едешко, что отдал победную передачу в 1972-м.
С Иваном Едешко, кстати, произошла уникальная метаморфоза. Еще пару лет назад, когда стало известно о начале съемок, он говорил: «Страшно представить, что это будет за фильм». И продолжал: «Звонят мне: “Готовы побеседовать о Белове?” – “Конечно!” Приезжают. Рассказываю, какой он великий баскетболист, классный парень. Обрывают на полуслове: “Нас интересует другое. Как на таможне завалился с иконами. Как покупал валюту, где пил, с какими девицами…” Выпроводил сразу».
Судя по всему, продюсеры с Едешко договорились. А с родственниками Кондрашина и Белова не получилось, хотя попытки предпринимались.
Кстати, вдову Льва Яшина удалось в итоге уговорить на кино о муже – но тут уже дело государственной важности. В следующем году к чемпионату мира по футболу выйдет художественный фильм «Лев Яшин. Вратарь моей мечты» по ею уже одобренному сценарию Владимира Валуцкого.
Сергей Лопатенок