Вечная профессия. Как реставрируют картины, костюмы и иконы

25 апреля 1922 года в Русском музее была создана в первая штатная реставрационная мастерская. К юбилею музей откроет громадную (на триста с небольшим) предметов выставку «Сохраняя историю», посвященную работе реставраторов за сто лет.

Создание мастерской в 1922 голу была идеей Петра Нерадовского, заведующего Художественным отделом, Николая Околовича, главного хранителя, он стал руководителем мастерской, а также директора музея Николая Сычева.

  • 1921 год. Подготовка экспозиционных залов к открытию после реэвакуации экспонатов из Москвы. На заднем плане – картина К.П. Брюллова в авторской раме.

Сейчас мастерская выросла в Службу реставрации музейных ценностей, состоящую из 13 мастерских, в который работает почти 100 специалистов.

«Город 812» поучаствовал в экскурсии по некоторым реставрационным мастерским. Часть предметов будут показаны на предстоящей выставке. Другие – на следующей, посвященной 350-летию Петра I. Третьи – еще долго будут находится в руках реставраторов.

Точка 1. Мастерская реставрации фанерованной мебели. Юрий Макаров, ее начальник, и Александр Деревенсков, ведущий художник-реставратор, сразу поясняют, что фанеровка – это не приклеивание к столу листа фанеры. А обработка изделия ценными породами древесины.

Бюро с цилиндрической крышкой поступило в музей из частного собрания. На дверце центрального ящичка находится (что редко и ценно) подпись мастера: «St: Petersburg ben 23 Feb… Anno 1.7.7.9. J.G.Kohl». Это мебельщик Иоганн Готлиб Коль.

Лицевые поверхности бюро украшены наборными изображениями. В фигурном медальоне – вензель «МД», который пока не расшифрован.

.

Точка 2. Мастерская реставрации золоченой резьбы.

Ее начальница – Ирина Веснина, показывает два предмета. Первый золоченая рама, которая обрамляла картину Карла Брюллова «Смерть Инессы де Кастро» (1834). Рама (площадь резьбы более 11 кв. метров) работы петербургских мастеров была вырезана через несколько лет после создания картины. Полотно в родной раме поступило в Русский музей в 1897 году, то есть, незадолго до его открытия для публики. В 1941 году в эвакуацию «Инесса» поехала без рамы, которая, будучи разобранная на четыре части, пережила блокаду в холодном сыром подвале. Утрат оказалось много, сейчас раму восстанавливают и золотят.

Много сложностей вызывают 4 резные накладки, которые закрывали угловые стыки. Нет ни одной довоенной фронтальной фотографии картины и это усложняет работу. Сохранились только ракурсные снимки 1920-х годов.

Второй предмет – подстолье из тополя «Бог Хронос». Это итальянская работа, приобретенная в 1703 году для Летнего дворца Петра I в Летнем саду. «Хронос» хорош, но ему еще надо подобрать столешницу.

.

Точка 3. Мастерская реставрации тканей. Зинаида Сильнова, ее начальница, показывает суконный мундир Петра I, когда он получил чин капитана Преображенского полка. Мундир потерт, трачен молью, но его восстановят к юбилею царя. Со штанами из того же комплекта попроще.

.

Точка 4. Мастерская реставрации станковой древнерусской живописи. Ее начальница – Елена Азарнина объясняет, что седобородый мастер – это Рудольф Кесарев, который работает реставратором 47 лет. Сейчас он занимается иконой 1337 года «Николай Чудотворец в 14 клеймах». Это икона псковской школы, привезена в музей в 1958 году из села Видеребье.  Рудольф Александрович изобрел приспособление для плавного перемещения вдоль реставрационных столов микроскопов и других приборов. Оно облегчает нагрузку на позвоночник и бережет зрение. Широко используется как в ГРМ, так и в других российских музеях.

.

Точки 5 и 6. Мастерская реставрации станковой масляной живописи. Сначала подходим к картине Ивана Айвазовского   «Петр I при Красной Горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала гибнущим судам своим». Начальник мастерской – Марат Дашкин поясняет, что осенью 2021 года после возвращения картины с выставки в центре Русского музея в Малаге, было принято решение о комплексной реставрации картины. Айвазовский пользовался тонким холстом. Масляная краска его разъедает. Кроме того, при значительных размерах полотна (223х335 см) сила натяжения ткани велика. Это приводило многочисленным повреждениям. Во время прежних реставраций их аккуратно тонировали. Одно большое повреждение просто заделали заплатой.

Теперь с тыльной стороны авторского холста прикреплен дублировочный холст, который возьмет на себя все нагрузки. Сейчас реставраторы занимаются собственно живописью, уменьшают толщину лака, который нужен, но искажает цвета на картине, а также тонируют повреждение красочного слоя.

Вторая остановка – у картины «Актеон» кисти художника Ивана Чмутова. Долгое время полотно приписывалось Василию Шебуеву.

Осенью 1999 года картина была отправлена на выставку в Музей Академии художеств. Откуда в декабре того же года ее вместе с 15 другими картинами украли. Злоумышленник вырезал «Актеона» из рамы, свернул холст рулоном краской внутрь и выбросил из окна второго этажа на снег. Затем спрыгнул сам. Вора быстро нашли, но «Актеон» пришел в ужасное состояние. С тех пор ведется его лечение. Этим занимается Татьяна Павлова, ведущий специалист мастерской. В ходе работы и был обнаружен автограф Чмутова. Заодно выяснилось, что автор сначала изобразил двух собак, но потом одну решил закрасить.

.

Точка 7. Мастерская реставрации резных икон и деревянной скульптуры. Жанне Максименко, реставратору высшей категории, помогает в работе над древностями Маяковский.

.

Точка 8. Мастерская реставрации художественных изделий из стекла и керамики. Ее начальница Мария Бессмертная колдует над двумя декоративными украшениями с фигурами амуров. В начале XIX века такими вещицами оформляли обеденные столы.

.

Во время похода по реставрационным мастерским «Город 812» узнал, что выставка русского авангарда, которая работает в филиале Русского  музея в Малаге, закроется 24 апреля, как и было предусмотрено изначально. Логистика возвращения Малевича, Кандинского Шагала и других классиков, естественно, не разглашается. Новых выставок для Малаги музей не готовит.

Вадим Шувалов