Венеция и глобальный Юг: 333 богатыря и богатырши 

Бразилец Адриано Педроса, куратор основного проекта 60-й Венецианской биеннале объявил имена художников, чьи работы он отобрал для показа на своей выставке под названием «Иностранцы повсюду». Это имя заимствовано из серии неоновых надписей с этими словами, которые в самых разных местах и странах размещает группа Claire Fontaine из Палермо.

Итак, художников 333.  Для сравнения, на 59-й Биеннале их было 150, на 58-й – 75. Имена абсолютного большинства авторов нам ничего не говорят. Что немудрено, они никогда не участвовали в подобных проектах. 

Куратор сфокусировался на показе «модернизма Глобального Юга», то есть художников, родившихся и живших (или живущих) и  долго работавших (или работающих) в странах, расположенных южнее Средиземного моря. Прежде всего, это авторы из Латинской Америки, Африки, Ближнего Востока, Южной Азии, Океании и Новой Зеландии. Бразильских художников в основном проекте тридцать, что соответствуют негласному правилу больших биеннале показывать «своих» в количествах, не превышающих долю в 15 процентов от общего числа участников.

Из знакомых нам имен в 60-й «Мостре» участвуют трое. Два покойных художника-легенды – Фрида Кало и Джино Северини, один из создателей футуризма, кубизма, а значит, всего европейского модернизма, а также Йинка Шонибаре (родился в 1962 году), британский художник нигерийского происхождения. В 2010 году он участвовал в проекте «Четвертый постамент», установив на пустом пьедестале на Трафальгарской площади объект «Корабль Нельсона в бутылке», посвященный Трафальгарскому сражению.

Педроса разделил свой проект на два больших блока — Nucleo Contemporaneo (Ядро современности) и Nucleo Storico (Ядро истории). Первый будет показан в Арсенале, второй в Главном павильон в саду Джардини и в Арсенале. Nucleo Contemporaneo подразумевает и тех авторов, которые из своих мест обитания никуда не выезжают, но являются «иностранцами», поскольку маргинализированы из-за своей культурной, сексуальной или социальной идентичности. 

В свою очередь Nucleo Storico, делится на три части «Портреты» (112 авторов), «Абстракции» (37) и «Итальянская диаспора на Глобальном Юге. 1905-1990» (40). 

Куратор признался, что когда пазл из всех работ сложился, то оказалось – много текстиля и художников-близких родственников, например, отец и сын. 

60-я Венецианская биеннале состоится с 20 апреля по 24 ноября 2024 года. В первый день ее работы будут объявлены лауреаты «Золотых львов» лучшему художнику из основного проекта и лучшему национальному павильону (всего их в этому году 90), а также «Серебряного льва» лучшему молодому художнику из основного проекта.      

Обладатели «Золотых львов» за вклад в искусство были названы еще в ноябре прошлого года. Ими стали Анне Мария Майолино, бразильская художница итальянского происхождения, и турецкая художница Нил Ялтер. 

  • На снимке: Адриано Педроса (слева) и Роберто Чикутто, президент Венецианской биеннале.  Источник: сайт Венецианской биеннале

Адриано Педроса (1965) – первый представитель Латинской Америки, ставший куратором Венецианской биеннале. Является директором Музея искусств Сан-Паулу. В его портфолио – сокураторство 27-й биеннале в Сан-Паулу (2006) и сокураторство 12-й Стамбульской биеннале (2011). 

Теперь до «Большой шлема» ему остается Сиднейская биеннале. Кстати, 24-я Сиднейская биеннале состоится с 9 марта по 10 июня 2024 года. 

Россия по понятным причинам в Венецианской биеннале не участвует.

Борис Вадимов