Весь виноградовский фарфор

Залом №166 в Зимнем дворце Эрмитаж завершил создание постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого», начатое в 2022 году. Логика здесь такая – от деятельности царя по преобразованию России и до первых итогов этой работы. В декоративном искусстве они появились в середине XVIII века, когда в России научились делать собственный фарфор, отливать посуду из серебра и выдувать кубки из стекла и украшать их гравировкой. Тут и мода на барокко удачно подоспела.

Именно этим произведениям посвящен зал №166. На самых почетных местах – почти весь фарфор Дмитрия Виноградова (1720-1758), основателя производства фарфора в России.

Табакерка для Елизаветы Петровны была изготовлена в 1753 году на Невской порцелиновой мануфактуре. Она станет Императорским фарфоровым заводом только через 12 лет. Что показать, свое умение, мастер создает табакерку в форме бандероли, и скрепляет ее печатью. Фарфоровой, естественно.

Табакерка для Федосьи Турчаниновой также имеет мемориальное значение: дама была дочерью крупного уральского горнозаводчика Михаила Турчанинова и наследницей его бизнеса. Табакерка приобретена Эрмитажем в 2025 году.

Из стекла любопытен кубок Ямбургского завода с гравированным изображением Иоанна Антоновича. Этот император большую часть своей жизни (он был убит в 23 года) провел в заточении из-за своего конкурентноспособного происхождения. Сделать такой кубок было смелым жестом, поэтому он раритетен.

Из барочного серебра интересен соусник с крышкой к которой припаяна ложка. Два в одном.

Б.В.