Вини-Пуха разрывают на части аниматоры и бизнесмены

Сразу два мэтра отечественной анимации – Эдуард Назаров и Юрий Норштейн – написали открытые письма председателю Совета Федерации Сергею Миронову с просьбой встать на защиту их авторских прав. Дело в том, что ФГУП «Союзмультфильм» недавно заключило контракт с компанией Fancy на производство игрушек, изображающих персонажей старых советских мультфильмов. При этом утверждалось, что всеми правами на советские мультики владеет именно ФГУП «Союзмультфильм».

     Это настолько возмутило всех, имеющих непосредственное отношение к созданию мультфильмов, что даже объединило врагов. Например, от контракта между “Союзмультфильмом” и Fancy наряду с режиссерами-аниматорами пострадал и писатель Эдуард Успенский.

Последние несколько лет Успенский успешно судился со всяким, кто пытался использовать в коммерческих целях придуманных Успенским персонажей. Еще он стал зачинщиком скандала с Леонидом Шварцманом, придумавшим мультипликационного Чебурашку. Но в истории с “Союзмультфильмом” Успенский встал на сторону аниматоров, поскольку счел, что ФГУП ущемляет его собственные авторские права.

Скандал этот и в самом деле представляется некрасивым. В советские времена, когда под лейблом “Союзмультфильм” создавались канонические ленты про Винни-Пуха, Чебурашку и Матроскина, режиссеры фактически никакими правами не обладали. А современные законы об авторском праве написаны так, что их можно гнуть в разные стороны – было бы желание и деньги на суды. В то же время неискушенным в юридических тонкостях людям, безусловно, кажется, что все права на старые мультики должны принадлежать их создателям, а не какому-то там ФГУПу.

Ситуация отягощается еще и тем, что большинство аниматоров не признают ФГУП “Союзмультфильм” правопреемником старой советской студии – несмотря на то что свое право на фильмофонд старого “Союзмультфильма” новый ФГУП доказал в суде.

В результате сначала появилось открытое письмо в МВД РФ, Генеральную прокуратуру РФ, руководству ФГУП “Фильмофонд киностудии “Союзмультфильм”, подписанное Юрием Норштейном, Эдуардом Назаровым, Федором Хитруком, Михаилом Алдашиным и другими авторами анимационных фильмов.

“Вероятно, руководство ФГУП не желает знать, что права художников-постановщиков мультипликационных фильмов т.н. советского периода защищены законом – ст. 486 ГК РСФСР 1964 г., где однозначно указано, что право на фильм в целом принадлежит предприятию, осуществившему съемку, а автору сценария, режиссеру-постановщику, художнику-постановщику, главному оператору, композитору и авторам других произведений, вошедших составной частью в фильм, принадлежит авторское право каждому на свое произведение… Мы, авторы и создатели мультфильмов, с которыми знаком каждый человек в нашей стране, никогда не передавали своих прав ни “Союзмультфильму”, ни его фильмофонду, ни фирме “Фэнси””, – говорится в письме.

Глава ФГУП “Союзмультфильм” Василий Шильников в ответ заявил, что законодательство 1964 года на территории современной России уже не действует. А персонажи мультфильмов, снятых на студии “Союзмультфильм”, принадлежат киностудии.

После этого Назаров с Норштейном и написали письма Сергею Миронову. На данный момент скандал продолжает развиваться. Аниматоры ждут реакции от властей, ФГУП “Союзмультфильм” продолжает торговать их произведениями.

Ситуацию мы попросили прокомментировать Михаила Алдашина, автора анимационных фильмов “Келе”, “Рождество”, “Букашки”, “Про Ивана-дурака” и других.

– На самом деле, вся эта история с авторскими правами тянется уже давно. У нас нет профсоюза, нет защитного механизма. А в нашей стране люди очень жадные. Они постоянно прикидывают, как бы сделать так, чтобы получить побольше чужих денег. Сейчас эти начальники “союзмультфильмовские” говорят, что авторам будут отчислять какие-то проценты с продаж игрушек, со всего этого мерчандайзинга. Но это все жалкие подачки. Когда они говорят “мы дадим вам на хлеб”, они реально прикидывают – достаточно ли двух буханок, скажем, в месяц.

Мультфильмы не могут принадлежать ФГУПу. Но там очень быстро поняли, что такое кино в этой стране уже никогда снимать не будут. И решили, пока не поздно, на нем заработать. В результате это затронуло даже Успенского. Да, ему удавалось раньше выигрывать суды, но сейчас появились более подготовленные и очень кровожадные специалисты, которые могут лишить его Чебурашки.

Аниматорам фактически сказали: “Эти мультфильмы – не ваши дети. Вам заплатили, чтобы вы их выносили и родили для других людей. Вы выполнили свое служебное задание? Получили зарплату? На этом все, пока!” Это обычное проявление тупой жадности.

Когда я делал фильм за границей, только мою жизнь застраховали на 3,5 миллиона долларов. Я даже представить себе не могу, каким бы я был богатым, живя там, из-за одного только мерчандайзинга. А в нашей стране богачей в анимации что-то не видно.

Я не говорю о том, что Норштейну надо срочно заплатить по 300 тысяч долларов за каждого придуманного им персонажа. Но есть же цивилизованный бизнес, который в нашей стране почему-то никто не хочет вести.

Если тебя насилуют, это не значит, что не надо сопротивляться. И я думаю, что все эти письма дадут какой-то результат. По крайней мере, люди будут знать, что мы можем постоять за себя.

Но вообще, поскольку я родился в советской стране, мне до сих пор нравится идея коммунизма. Я бы с удовольствием пожил в светлом будущем. Потому что там люди не воруют.        

 Катя ЩЕРБАКОВА

Справка

ФГУП “Союзмультфильм” было образовано в 1999 году. В 2001 году Высший арбитражный суд России признал ФГУП “Союзмультфильм” правопреемником советской киностудии “Союзмультфильм”. В 2003 году ФГУП поделили на две части: ФГУП “Фильмофонд киностудии “Союзмультфильм”” и ФГУП ТПО “Киностудия “Союзмультфильм””. В фильмофонде студии насчитывается свыше 1300 фильмов.