К 1 февраля городские чиновники по указанию губернатора должны очистить Петербург от снега. Хотя все силы сейчас брошены на борьбу со стихией, отвечающий за чистоту улиц вице-губернатор по ЖКХ Алексей СЕРГЕЕВ нашел время в своем плотном графике, чтобы объяснить нам, когда начали убирать город и кто должен контролировать дворников.
– Какую роль в эпопее с уборкой снега сыграла губернатор?
– Как и в любом деле, которым мы занимаемся, губернатор играет здесь самую главную роль.
– Система работала так, как и было запланировано? Или потребовалось экстренное вмешательство губернатора?
– Система потребовала ручной корректировки со стороны губернатора, поскольку произошло стихийное бедствие и нужно было мобилизовать все силы в городе.
– Со стороны это выглядело так, что интенсивная работа началась только после 12 января, когда все вернулись из отпусков и прошло совещание с губернатором.
– Это абсолютно неверное представление. Сразу после первого снегопада 20 – 21 декабря Валентина Ивановна взяла ситуацию под свой контроль. В субботу 26 декабря губернатор разговаривала с командованием ЛенВО, аэропортом Пулково, у которого есть роторная техника, дала указания по привлечению машин строительных компаний.
– То есть впечатление, сложившееся не только у меня, что работать начали лишь после каникул – неверное?
– Абсолютно неверное. С 26 декабря начался наш внутренний режим чрезвычайной ситуации. Естественно, мы не привлекли сразу 200 погрузчиков и 600 самосвалов. Техника наращивалась постепенно. ГАИ работала уже с первых чисел и улицы перекрывала. Сначала – деликатно, только в ночное время. 3 – 4 января поняли, что придется и днем закрывать. Ни одно праздничное мероприятие ни в Новый год, ни в Рождество не сорвалось. И Невский, и Московский, и Большой проспект ПС были вычищены сразу после Нового года. Конечно, какие-то решения мы принимали на ходу. В правилах уборки, например, вообще ничего не было сказано о такой операции, как эвакуация автомобилей. Это значит, что на нее не предусмотрены тарифы и у обслуживающих предприятий нет соответствующей техники. Поэтому и мобилизация эвакуаторов проходила постепенно – мы не сразу пришли к тем 100 эвакуаторам, которые работают на улицах сегодня. Сначала было 10, 15. Потом мы остановились на 40, нам казалось, что это предел. Нам пришлось экстренно разработать тариф для этого типа работы.
– Вам пришлось организовывать конкурсы, чтобы привлечь технику коммерческих компаний?
– Нет. Схема следующая: город убирают 10 специализированных предприятий – 6 ГУПов, 2 АО с городским капиталом и две частные компании. Они работают по договору с КБДХ, который выделяет им субсидии. Именно они привлекают дополнительную технику у коммерческих компаний. А мы даем им для этого дополнительное финансирование. На случай аномальных явлений у них есть предварительные соглашения с частными структурами о привлечении до 300 единиц техники. И 23 декабря первые контракты были заключены как раз в рамках этих соглашений. Но 26-го числа, когда случился фантастический снегопад в 23 см, мы стали вести переговоры с более широким спектром предприятий – строителями, дорожниками и т.д. В первую очередь нас интересовали погрузчики и самосвалы.
– Но ведь нормативы, по которым оплачивалась работа привлеченной техники, были утверждены распоряжением КЭРППиТ только 19 января.
– 19 января были утверждены нормативы на те работы, которые раньше не поводились. Эвакуаторы, например. А стоимость машино-часа самосвала давно зафиксирована.
– Эти 10 компаний, которые осуществляют уборку города, получают подряды не по конкурсу?
– До конкурса мы обязательно дойдем.
– Известный вопрос по уборке дворов: если он не в собственности жителей дома – а Смольный не любит отдавать ТСЖ внутридворовую территорию – управляющая компания не имеет оснований его убирать. И кто тогда должен это делать?
– В правилах уборки сказано, что уборочная территория – до первого поребрика, но не более 5 м. Все, что больше, убирается за счет города, каждый район получает из бюджета на это деньги.
– Считается, что в управляющих компаниях значительная часть числящихся там дворников – мертвые души. То есть зарплаты платятся, а людей, реально работающих, нет и не было. Это можно контролировать?
– Так а кто должен это контролировать? Любая компания, выполняющая какую-либо услугу, должна контролироваться той стороной, которая эту услугу заказывает и за нее платит. В данном случае – жителями дома, которые заключили договор с управляющей компанией. Если вы отдали свою машину в ремонт – кто должен контролировать качество ремонта: УБЭП, прокуратура или вы сами?
– Ну это отдельный вопрос – что Смольный делает для того, чтобы развивать рынок жилищных управляющих компаний.
– В любом случае он есть. И если вы, как житель дома, видите, что подъезд и двор у вас не убраны – значит, надо менять управляющую компанию.
– Проблема-то именно в том, что вы ничего не объяснили людям про выбор управляющих компаний. И они часто даже не знают, что вот этот Жилкомсервис, который у них работает, выбран ими на общем собрании.
– Так давайте объяснять! Вот напишите об этом в журнале “Город”. У нас есть правительственное издание “Петербургский дневник”, мы там об этом пишем. Но, к сожалению, оставшиеся в наследство от старой эпохи иждивенческие настроения так быстро не преодолеть.
– Как вы думаете, после этой зимы много будет прецедентов, когда жители расторгнут договоры со своими управляющими компаниями?
– Мне трудно оценить. По своему дому могу сказать: я буду инициировать проведение собрания жильцов и расторжение договора, потому что убирали плохо. Надеюсь, теперь люди поймут, что все зависит от них. И прежде, чем выбрать ту или иную управляющую компанию, надо выяснить: а есть ли у нее трактор. И сколько в штате дворников.
– А управляющие компании могут закупать технику при существующих фиксированных тарифах?
– Конечно, могут! Кто говорит, что управляющая компания должна работать только с одним домом. Она может брать городские подряды на уборку территорий общего пользования, например. И к тому же тарифы-то экономически обоснованные.
– По итогам этой зимы в системе уборки улиц произойдут принципиальные изменения?
– Думаю, да. Но какие – пока не знаю. Сейчас мы накапливаем опыт, а любые изменения – это предмет дискуссий. Вот ко мне приходит один специалист и говорит: 10 организаций, которые убирают город, это анархия. Нужна одна и сильная, как “Водоканал”. Через полчаса приходит другой, не менее грамотный человек и утверждает прямо противоположное: 10 организаций – это очень мало. Надо как минимум по одной на район. А мы в итоге должны сделать выбор.