Владислав Сурков: пророчество накануне «падения Севастополя»?

Лейб-политолог Владислав Сурков решил поиграть в Карамзина и доказать – на примере путинской России – «необходимость самовластья и прелести кнута». Правда, не учёл одной важной малости. Карамзинская премьера прошла с успехом, прежде всего, потому, что на троне в ту пору сидел мягкотелый царь-либерал, от которого просвещённые аристократы с нетерпением ждали скорейшего превращения немытой России – в просвещённую Европу.

А вот когда спустя два десятка лет на троне уже восседал царь-консерватор, умучивший всех «недреманым оком» Третьего отделения, самодержавные прелести вызывали у русского общества стойкую изжогу. И чем дольше правил царь-охранитель, тем эта изжога становилась нестерпимее…

Вот и Сурков, в сезон своего вдохновенного бормотания про «суверенную демократию», олицетворяемую «бодро и честно» правящим Путиным нулевых, был похож на креативного графа С.С. Уварова – изобретателя знаменитой триады «православие-самодержавие-народность». Речи Суркова перед активом Единой России в 2006 году были не лишены культурологического изящества и внутренней логики – знаменитый американский историк Ричард Пайпс даже похвалил тогда шустрого путинского идеолога за его тезис о цивилизационной незыблемости российского самодержавия. Конечно, в речах Суркова были и элементы классического НЛП «для тупых» из единороссовского актива, которые должны были запрограммированно млеть от впервые услышанного термина «холизм» и незнакомых им доселе фамилий Бердяева, Ильина и Бродского.

Но сегодня Сурков куда больше похож на «позднего певца» николаевской России – А.Х  Бенкендорфа, тоже графа, но, увы, не все графы одинаково изящны. В историю Бенкендорф вошёл не только как шеф жандармов и строгий куратор русского культурного процесса, но и как автор одной из самых трагикомических фраз, произнесённых аккурат накануне позорной Крымской войны: «Прошедшее России было удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что же касается до будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение».

Над Бенкендорфом смеются по сей день. Будут смеяться и над Сурковым, если, конечно, вообще о нём вспомнят лет через 10-20.

Да и сам дискурс Суркова нынче обескрылел и потускнел. Теперь это – просто унылое НЛП с неуклюжим концептуализмом, проговорками «по Фрейду» и откровенными разводками для окончательно слабоумных, которых, боюсь, нет даже в самых кондовых кадровых закромах «Единой России».

«Русской истории известны… четыре основные модели государства, которые условно могут быть названы именами их создателей: государство Ивана Третьего (Великое княжество/Царство Московское и всей Руси, XV–XVII века); государство Петра Великого (Российская империя, XVIII–XIX века); государство Ленина (Советский Союз, ХХ век); государство Путина (Российская Федерация, XXI век)».

Сказал – и сам, вероятно, не понял, что выстроил абсолютно депрессивную историческую спираль: 250 лет, 200 лет, 70 лет и… Сколько отмерено Путину, если сохранится та же тенденция схлопывания российских «авторитарных циклов»? 30 лет? 25?

Потом, конечно, идут, заклинания:

«Большая политическая машина Путина только набирает обороты и настраивается на долгую, трудную и интересную работу. Выход ее на полную мощность далеко впереди, так что и через много лет Россия все еще будет государством Путина, подобно тому как современная Франция до сих пор называет себя Пятой республикой де Голля, Турция (при том, что у власти там сейчас антикемалисты) по-прежнему опирается на идеологию «Шести стрел» Ататюрка, а Соединенные Штаты и поныне обращаются к образам и ценностям полулегендарных «отцов-основателей»…» 

Но слово – не воробей. Скептический осадочек чуть раньше уже выпал… Тем более, что дальше – и вовсе «по Фрейду»:

«У нашего нового государства в новом веке будет долгая и славная история». 

Не «в веках», а именно «в веке». То есть, значит, история эта в XXI веке и закончится. Не очень, в общем, долгая, если подумать. Особенно если вспомнить, что у Турции, Франции и США есть то, чего нет и быть не может у путинской России – легитимная модель передачи власти через выборы. В России вместо этого – «конечная бесконечность» персоналистского режима, вслед за которым – новый передел власти, новые выборы в обстановке схватки  противоборствующих кланов, новое пробуждение окраин, новый имперский обвал. В общем, конец того тысячелетнего царства божия на земле, которое пророчит «государству Путина» его придворный астролог.

А вот и «прелести кнута», от которых сегодня невольно поморщится и сплюнет с досадой, уверен, даже условный Беглов с лопатой, не говоря уже о потонувших в нищете, горах мусора и хроническом неврозе «рядовых избирателях»:

«Высокое внутреннее напряжение, связанное с удержанием огромных неоднородных пространств, и постоянное пребывание в гуще геополитической борьбы делают военно-полицейские функции государства важнейшими и решающими. Их традиционно не прячут, а наоборот, демонстрируют…

Глубинного государства в России нет, оно все на виду, зато есть глубинный народ… 

На глянцевой поверхности блистает элита…

В новой системе все институты подчинены основной задаче – доверительному общению и взаимодействию верховного правителя с гражданами…

По существу… общество доверяет только первому лицу. В гордости ли никогда никем не покоренного народа тут дело, в желании ли спрямить пути правде либо в чем-то ином, трудно сказать, но это факт, и факт не новый. Ново то, что государство данный факт не игнорирует, учитывает и из него исходит в начинаниях».

Ну, и, вместо финала – просто новость. 7 февраля жители села Апполоновка, что в Омской области, обратились к президенту РФ Путину и рассказали, что живут без газа, воды, интернета, медпомощи, а теперь ещё и без автобусов.

В общем, всё, вроде, по Суркову. Гордый глубинный народ гордо обращается напрямую к возлюбленному «первому лицу». Жаль только, что делать это глубинному народу приходится через «вражеский» Ютуб.  Но ничего! Нашему гордому народу не привыкать.

Даниил Коцюбинский