Видимо, к Международному дню солидарности трудящихся правительство РФ решило начать бороться с нелегальной занятостью. Подготовило соответствующий план на период 2025-2027 гг. В него включены 18 мер на федеральном и региональном уровне.
Ознакомление с его основными положениями (они представлены только в материалах информационного холдинга РБК) вызывает некоторое недоумение. Фокусируется все на поиск незанятых. И, так называемых, нелегально занятых. Прослеживается очевидное стремление втянуть первых в занятость. Разумеется, легальную. А вторых – легализовать. Недоумение же начинается с интерпретации цифр.
Оцениваются категории трудоспособного населения с опорой на обследование 2023 года (к трудоспособным в том году относились мужчины с 16 лет до 61,5 года и женщины с 16 лет и до 56,5 года), не вошедшие в состав рабочей силы. Всего таковых насчитали почти 15 млн. человек.
Внутри них выделили категорию не выразивших желание работать. Самый крупный контингент таковых – это обучающиеся по очной форме обучения. Примерно 6 млн. Не знаю, что по отношению к нему собираются делать. Однако я бы оставил его в покое. Студент, начинающий работать, полезен лишь в той мере, в какой программа его обучения бесполезна (такое тоже сплошь и рядом случается). И тут как раз широко распространена неформальная занятость. От этого никому не хуже, ни наемному работнику, ни нанимателю. Неформальность создает гибкость рынка труда.
Следующие нежелающие – пенсионеры. Сюда отнесли пенсионеров-досрочников. Попадающих по возрасту в число трудоспособных. Таковых нашлось 2,14 млн. Не думаю, что все из них на самом деле не работают. Несомненно, среди таковых есть известный процент работающих «в тени». В то же время, это группа, как правило, наиболее обеспеченных пенсионеров (например, «силовики»). С их пенсией и отдохнуть можно.
Выявлено 1,6 млн домохозяек. Хорошо бы их привлечь к труду, но плохо сочетается это с охватившей российскую власть родильной горячкой. Как же многодетность? Ведь не только родить, но еще и воспитать нужно. По всей видимости, какую-то морковку для привлечения домохозяек на рынок труда государство изобретет, но сильно наезжать не будет.
Самые зловредные тут – это категория «другие». Лица, имеющие доход от собственности или капитала, а также находящиеся на иждивении других лиц или имеющие проблемы со здоровьем, но не оформившие пенсии по инвалидности. Таковых почти 2 млн. Рантье расстрелять пока не получится, но даже и на рынок труда их за шиворот не отведешь. Гуманные законы мешают.
Направление главного удара – не те, кто не трудится, а те, кто не так трудится. Росструд в 2024 г. выявил 829 тыс. граждан, находящихся в так называемых неформальных трудовых отношениях. Это те, кто осуществляет трудовую деятельность без лицензии или трудового договора, а также получающие зарплаты «в конверте». У государства «подгорает» еще потому, что взносы в обязательный фонд медицинского страхования за таких граждан вносят из региональных бюджетов.
Что же собираются делать? Ответ на этот вопрос вполне в стиле стандартного бюрократического руководства социально-экономическими процессами: «провести комплекс мероприятий». Самое абсурдное – регионы получат новые KPI по выявлению нелегальной трудовой деятельности. Иначе говоря, плановые показатели (меня удивляет использование английского в официальных документах в наше патриотическое время; KPI – key performance indicators).
Не читали составители подобных документов про «эффект кобры». В период английского контроля над Индией как-то развелось много кобр, которые сильно досаждали приезжим и их семьям. Английская администрация назначала премию за каждую убитую кобру. Однако ей было невдомек, что индусы владели древним искусством разведения кобр. Когда этот факт стал известен, то премии отменили, а индусы выпустили кобр на свободу.
В нашем случае губернаторам и региональным администрациям придется разводить не кобр, а неформальные трудовые отношения. А иначе как выполнишь задания, те самые KPI? Представьте, что в каком-то регионе произошло чудо и таковых отношений не стало. Придется упрашивать предпринимателей и наемных работников уйти «в тень». Для того, чтобы потом их выявить.
А так ли уж нужно бороться с теневой занятостью? Она порождается не рынком, а государством. Последнее говорит: я знаю, как надо строить отношения между наемным работником и нанимателем. И опутывает их десятками, если не сотнями регламентаций. Жизнь же требует оперативно решать насущные вопросы. Вообразите, что владелец дачи, которому нужно починить крыльцо, заключает трудовой договор с местным халтурщиком по всем юридическим нормам. Крыльцо так и ждало бы ремонта годами.
В целом же, причина потуг государства вывести как можно больше народа на контролируемый им рынок труда ясна: в новых условиях оно наткнулось на серьезные ограничения работников в тех сферах, которые стали ему нужнее всего. И вот оно начинает отчаянно скрести по сусекам. Женщины не рожают готовых токарей и слесарей. Вдруг что-то из тени удастся вытрясти. Сантехники тоже сгодятся.
В перспективе же не исключена дальнейшая административная регламентация рынка труда, вплоть до известного закона о тунеядцах (детища Никиты Сергеевича). Нового Бродского он вряд ли найдет, хотя кто знает, что там случится, когда «владыкой мира будет труд». С 1 мая, товарищи!
Андрей Заостровцев
На заставке: плакат РОСТА, 1920 г. Художник Иван Малютин, стихи Владимира Маяковского