У маяка на территории кронштадского форта «Константин» появился памятник форточке. В натуральную величину окна рядового петербургского доходного дома XIX века. Расчет простой: любой корабль, прибывающий в Петербург, увидит «Форточку» по левому борту. А покидающий город по правому.
«Форточка» появилась благодаря фестивалю современного искусства «Впередсмотрящий». Пока серьезные художники размышляли о таких трудноуловимых понятиях как «линия ожидания» и «свой-чужой», студенты Академии им. Штиглица думали в более традиционном направлении. И установили «Форточку» около красного маяка, который обозначает северную границу входа в судопропускное сооружение дамбы.
Раз с «окном в Европу», особенно в последнее время, не заладилось, студенты рассчитывают на форточку. Памятник интерактивный: публика может приоткрыть форточку или наглухо ее задраить.
Этот проект имеет занятную предысторию. Десять лет назад художник Олег Лобыкин предложил установить в водах Финского залива памятник «Окно в Европу» из нержавеющей стали. В 2011 году на выставке в Музее городской скульптуры из серии «Новые идеи для города» художник показал трехметровую модель. После выставки «Окно» еще пару лет простояло в музейном дворе. Потом, художник понял, что его идея не заинтересовала ни государство, ни меценатов, и забрал свое творение.
Также десять лет назад скульптор Альберт Чаркин представил на художественной секции Градостроительного совет Петербурга проект 70-метрового памятника Андрей Первозванному. Для него надо было намыть остров около судопропускного сооружения.
Идея Чаркина состояла в том, чтобы Андрей Первозванный приветствовал корабли на подходе к Кронштадту, рядом с местом пересечения дамбы и Морского канала. Чтобы ритуал выглядел солидно, комплекс доложен быть выше верхней палубы самого высокого лайнера, примерно 120 метров. Чаркин предложил 4 варианта монумента — высотой 40, 50, 60 и 70 метров, стоящих или на ступенчатой пирамиде или на выпуклой звезде. Материалом для фигуры должна была служить бронза (что дорого) или бетон (что дешевле, но нужны специальные марки).
Художественная секция Градсовета СПб выбрала самый высокий (70 метров) вариант фигуры Андрея Первозванного. Единственным оппонентом проекту выступил скульптор Валентин Свешников. Он считал, что такая скульптурная высотка не нужна Петербургу. Остальным проект понравился.
Если Лобыкин смотрелся как скромное научно-исследовательское судно, то Чаркин – выглядел мощным крейсером. Финал оказался одинаковым для обоих – архив, раздел «Нереализованное».
В отличие от «Форточки».
Вадим Шувалов