В Эрмитаже открылась главная выставка 2025 года – «Искусство портрета. Личность и эпоха». Больше 750 произведений от картин до монет, от скульптур и камей до свитков показывают, как на протяжении последний четырех тысяч лет люди пытались сохранить облик важных для себя персон – царей, вождей, жен, мужей и т.д. Но на самом деле, задача проекта глубже.
.
В энциклопедиях можно найти такое определение портрета: «В изобразительном искусстве — самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека».
Но неужели все фараоны и короли на парадных портретах были так ослепительно красивы? Кроме того, хорошо известно, что многие статуи римских правителей создавались через много лет после их смерти по словесным описаниям. Об искусстве модернизма и постмодернизма и говорить нечего.
Иными словами, «Искусство портрета» – проект, прежде всего, о том, как искусство обслуживает социальную иерархию и общественные запросы. Тогда ответ на вопрос, похоже ли портретное изображение на реально существовавшего человека всегда должен делаться с поправкой на контекст, в котором этот портрет создавался.
Буквально перед открытием выставки Эрмитаж приобрел портрет Адольфа Маркса (1838-1904), кисти Франса фон Ленбаха. Знаменитый российский книгоиздатель, выпускавший популярный журнал для семейного чтения «Нива», изображен с седой бородой, в темном сюртуке. Автограф художника сопровожден датой: «1902».
Этот портрет демонстрировался на Таврической выставке исторического портрета, состоявшейся в 1905 году. Его репродукция была опубликована в «Ниве» в 1913-м.
Несколько портретов относятся к так называемому перемещенному искусству, в том числе, недавно атрибутированный «Портрет Анны Австрийской, дочери императора Фердинанда I» работы Якоба Зейзенеггера —XVI век, Германия.
А также работа Адольфа фон Менцеля «Портрет художника Фрица Вернера», Германия. 1859 год. Только лицо прописано, а на месте тела читается только силуэт фигуры. Но это задумка: такое послание от мастера своему другу, с максимально открытой «художественной кухней».
.
Из рассказов античника. Ольга Горская, научный сотрудник Отдела античного мира, про мраморный рельеф «Гибель Ниобид», римская копия I века н.э. по оригиналу Фидия V века до н.э. Поступил в Эрмитаж в 1862 году, происходит из знаменитого собрания маркиза Джан Пьетро Кампана.
«Это рельеф, который точно совершенно украшал фриз храма. Там был определенный набор сюжетов, которые больше всего любили помещать на такие фризы. Они все должны были быть нравоучительными. Это либо победа греков над персами, над кентаврами, в общем, над противником – реальным и выдуманным. И всякие нравоучительные истории из разряда не гневите богов, будьте скромны во всех своих успехах.
Здесь изображена очень популярная сцена гибели ниобид. В центре Ниоба – женщина, у нее было девять сыновей и дочерей, все красивые, умные, успешные. Она ими очень гордилась и заслуженно. Все у них в жизни было хорошо, пока Ниоба в храме Лето, мамы Аполлона и Артемиды, похвасталась своими материнскими успехами, сказав, что у меня вот девять таких прекрасных детей, а у тебя только двое. Лето страшно обиделась, нажаловалась детям. Они схватили серебряный и золотой луки и отправились в сады, где гуляла Ниоба со своими детьми, и расстреляли всех ее детей, а ее оставили в живых, чтобы она горевала всю жизнь. И от горя она превратилась по одной версии в соляной столб от слез, по другой – бросилась со скалы.
Этот рельеф нам интересен, потому что здесь у нас пограничное состояние, один шаг до портрета называется. У нас здесь драматическая сцена. Мать пытается защитить дочь. Вот она делает жест рукой. У нее не получается, в девушку явно попала стрела, она оседает.
Юноша умер, другая девушка пытается из спины (видимо, сзади в нее попали) вытащить стрелу, в другом месте сестра поддерживает умирающего брата, они убегают, им спину стреляют… Если мы закроем рукой все головы этих персонажей, то даже не специалист определит, что здесь происходит что-то страшное, какое-то смертоубийство. Но если предположить, что до нас дошли только головы, то мы бы никогда не угадали, какой сюжет изображен. Потому что на лицах у всех этих персонажей не отражена никакая эмоция, ни одна. Ни страх, ни ужас, ни боль, ни удивление, ничего. И вот здесь мы видим потрясающее искусство мастера, который все еще связан каноном, запретом изображать эмоции на лице человека.
Он изображает их при помощи движений, развивающихся одежд, поз. Мы видим одно тело явно бездыханное, безвольное, в другом мышцы напряжены до предела. И нам становится неважно, какие у них лица. Многие посетители даже не замечают, что них лица без всякого выражения. И переживают. Я видела людей, которые стоят и плачут. Потому, что сила выражения при помощи позы достигла своего апогея. И это миллиметр до того, как скульпторы перенесут эту экспрессию на лицо.
Пройдет буквально лет 20-30, и барьер будут преодолен. Появятся задумчивый сатир, развеселый пан. Появится великолепная скульптура Лиссипа, где Геракл душит льва. И кошку жалко, зачем он так…»
.
Выбор Анны Трофимовой, куратора проекта
Мумифицированная голова женщины с посмертной маской. Гипс. III век н.э. Оглахтинский могильник. Хакасия. Раскопки 1969 года.
Невозможно снять с головы тонкую маску, не разрушив ее. Поэтому трудно говорить, насколько точно передана внешность. Возможно, такая задача и не стояла перед автором маски: ему важно было показать высокий социальный статус женщина, которая отправляется в загробный мир.
Фаюмский женский портрет. Дерево, восковые краски. Египет. II век н.э.
Специалисты не сомневаются: несмотря на то, что перед нами мумийный портрет, здесь передана идеальная красота. В то время в Египте господствовал эллинизм.
Винсент Ван Гог. Портрет госпожи Трабюк. 1889.
Это жена надзирателя сумасшедшего дома, где находился великий художник. Судя по письмам Ван Гога, он стремился изобразить несчастную женщину, попавшую в трудные жизненные обстоятельства: «… я испытываю острое желание изобразить на полотне эту запыленную травинку».
Картина из «перемещенного искусства».
.
Выбор Города 812
Бюст Менандра. Римская копия рубежа нашей эры по греческому оригиналу II века до н.э. Кстати, древнегреческий комедиограф Менандр жил в IV веке до н.э. Идентифицирован бюст с помощью миниатюрной бронзовой статуэтки рубежа эр, которая имеет указание на персонажа. Она хранится в Музее Пола Гетти в Лос-Анжелесе.
Владислав Мамышев-Монро. Марлен Дитрих. 2013
Одна из последних работ замечательного художника и перформера. Время доказало непреходящий талант автора. Фото находится в корпоративной коллекции.
Выставка работает по 29 марта 2026 года, Аванзал и Николаевский зал.
Борис Вадимов

























