Во что превратятся свободные искусства и науки в СПбГУ

В каком виде сохранится в составе СПбГУ факультет свободных искусств и наук или не сохранится вовсе? Образование на этом факультете устроено не так, как в остальном университете, а на принципах Liberal Arts, которые предусматривают сотрудничество гуманитарных, естественных и точных наук. Кроме Петербурга, такую модель практиковали еще в трех вузах: в Тюменском госуниверситете, РАНХиГС и в Шанинке.

Идею новых подходов к образованию поддерживал глава Счетной палаты Алексей Кудрин. В 2021 году Кудрин объявил о преобразовании факультета свободных искусств и наук СПбГУ, деканом которого он был, в отдельный государственный университет. Однако процесс создания нового вуза не был завершен. Весной этого года Кудрин перестал быть деканом факультета.

Какое будущее ждет факультет свободных искусств и наук, “Городу 812” рассказал кандидат исторических наук, старший преподаватель факультета Даниил Коцюбинский.

.

– Сообщали, что факультет свободных искусств и наук будет закрыт. Потом выяснилось, что это не так. О чём собственно рассказали сотрудникам факультета на собрании 13 октября?

– Могу лишь пересказать то, что я понял из объяснений директора Института философии СПбГУ Н.В. Кузнецова – он теперь является ещё и заведующим одной из кафедр нашего факультета, а также новым научным руководителем учебной программы «свободные искусства и науки».

Из слов Никиты Всеволодовича я понял, что факультет будет сохранён, но из содержания его деятельности постепенно будет удалена старая учебная программа: «свободные искусства и науки». Вместо неё будет – также постепенно – введена новая программа: «искусства и гуманитарные науки». Иными словами, те студенты, которые уже поступили на наш факультет, доучатся по старой программе. Но те, кто придут в 2023 году, будут уже учиться по новой.

– Чем не угодила старая программа?

– Как пояснил её новый научный руководитель – Никита Всеволодович Кузнецов – она будет удалена по чисто формальным основаниям: по причине несоответствия ФГОСам (федеральным государственным образовательным стандартам).

– Но ведь она просуществовала по факту 20 лет?

– Насколько я понял из объяснений Никиты Всеволодовича, она существовала как бы «в преддверии» последующего утверждения особого ФГОСа для «свободных искусств и наук». Но этого так и не случилось. И вот теперь, особенно после того, как Алексей Леонидович Кудрин (с которым были связаны ожидания корректировки ФГОСов) перестал быть деканом нашего факультета, приходится приводить программу в соответствие с законом.

От себя могу добавить, что правовая коллизия действительно существовала – у наших студентов в дипломах было всегда написано: «бакалавр искусств и гуманитарных наук», а не «бакалавр свободных искусств и наук», хотя они заканчивали именно Факультет свободных искусств и наук. Но, конечно, мало кто мог предположить, что эти «формальности» в конце концов приведут к реальным структурным и содержательным изменениям в деятельности факультета, который, к слову, продолжает называться «Факультетом свободных искусств и наук» и, насколько я понял из пояснений Никиты Всеволодовича, будет так называться и впредь…

– Итак, параллельно на факультете будут существовать две программы: старая и новая. Чем они отличаются?

– С новым учебным планом нас пока не познакомили. Так что могу лишь пересказать то, о чём нам было сказано на общем собрании. Если раньше студенты всех четырёх курсов самостоятельно выбирали каждый год курсы посредством «самозаписи» (разумеется, при этом они должны были учитывать целый перечень обязательных образовательных требований), то теперь такое право сохранится только для студентов третьего и четвёртого курсов, уже прошедших в конце второго курса процедуру «модерации на образовательные модули», т.е. узкую специализацию.

Что касается самих этих модулей, то, во-первых, их число сокращается с 12 до 7, а во-вторых, сами они в подавляющем большинстве переименовываются. Например, мой «модуль» (узкоспециальная учебная программа) пока что называется: «История цивилизаций». В новой учебной программе он будет называться «История культур» (переименование, как можно понять, некритичное). Схожие изменения названий происходят и с другими образовательными модулями.

При этом, правда, я так и не понял до конца: старые «модули» полностью упраздняются с 2023 года – или же будут «постепенно уходить в прошлое» вместе с самой старой программой, а значит, я и мои коллеги будем всё это время «едины в двух модульных лицах»? На первый взгляд, логично предположить, что уже с 2023 года мой модуль полностью переименуется и будет называться «История культур». Но тогда как быть со студентами, которые уже модерировались на «Историю цивилизаций» и должны, согласно всем бюрократическо-правовым процедурам, защищать по этой программе курсовые и дипломы? Пока всё это лично мне остаётся неясным…

Впрочем, возможно, следующий учебный год принесёт и другие новые «проясняющие» реалии, в том числе кадровые. В этом учебном году, как стало известно, некоторые наши преподаватели-совместители уже не были взяты на работу по новому контракту (как это происходило ранее ежегодно). Есть вероятность того, что штатные преподаватели, у которых истекает срок договора (обычно он длится 1-2 года), могут столкнуться с тем, что на их должности просто не будет объявлен новый конкурс. Дело в том, что процесс «оптимизации» происходит, как объяснил Н.В. Кузнецов, в СПбГУ уже давно: в частности, философский факультет за эти годы сократился более, чем в два раза. Наш факультет до недавнего времени эти процессы не затрагивали. Но теперь, как я понял, затронут.

– А у вас лично когда заканчивается контракт?

– В следующем году.

– Какие-то курсы уже перестали читаться?

– Этот вопрос лучше задать сотрудникам деканата факультета, я просто боюсь что-то напутать. Могу сказать только про себя лично. Насколько я понял из пояснений нового руководства, старые курсы в основной массе «перетекли» в новую программу. Но, конечно, не все. Например, у меня есть междисциплинарный курс «Как создать успешный публицистический текст» (я его читаю на базе филологического модуля, и в этом семестре тоже). Его пока что в новой программе нет, но, как мне было объяснено, мне просто необходимо внести в программу этого курса некую техническую правку, и тогда он может быть заново утверждён. Так ли это, я надеюсь узнать в скором будущем. Остальные мои – собственно исторические – курсы, насколько я понял, в новую программу перешли.

Надо также учесть, что в прошлом году проходила прокурорская проверка содержания курсов нашего факультета. По её итогам многие курсы были из программы удалены. Но, строго говоря, к коллизии «старая программа – новая программа» сюжет с прокурорской проверкой не относится.

– Изменился ли преподавательский состав факультета?

– К сожалению, насколько я могу судить, уже порядка двух десятков преподавателей вольно или невольно покинули наш факультет. Здесь сказались разные факторы, вплоть до «частичной мобилизации». Хотя, как мне сообщали преподаватели призывных возрастов, на них в СПбГУ распространяется бронь (сам я уже – «по ту сторону» призыва, т.к. до 50 лет был старшим сержантом, а не офицером запаса).

Кадровые потери – это, с моей точки зрения, самое печальное, что происходит сегодня. Потому что качество образования, по моему мнению, в наибольшей степени зависит не от того, что записано во ФГОСах и программах, а от того, кто конкретно и как именно работает со студентами. И потому самое главное – не растерять тот уникальный и в высшей степени качественный коллектив, который обеспечивал нашему факультету отличную репутацию не только в стране, но и в мире в целом. К нам ведь приезжали отовсюду – у меня лично учились студенты из США, Словакии, Великобритании, Франции, Италии, Нидерландов, Норвегии, Польши, Боснии и Герцеговины, Болгарии, Китая, Японии, Туркменистана, Таджикистана, Казахстана… И наши студенты ездили стажироваться в самые разные зарубежные университеты. Будет очень обидно, если в итоге тот первосортный кадровый и содержательный потенциал, который был наработан наши факультетом за 20 лет его истории, не удастся сохранить…

Сергей Балуев