Во дворе свежо, на траве пежо

В России набирает силу движение гринбомберов. Green-bomber – это не только популярный коктейль из пива и вермута. Его название облюбовали активисты неформального движения, которое борется с нарушителями правил парковки с помощью баллончиков с краской. Опасайтесь: яркие надписи «Я паркуюсь на газоне» или «green-bombers» могут появиться на борту любой машины-нарушителя.

На прошлой неделе гринбомберы опубликовали в интернете свой манифест: “Это не хулиганство, а социальная акция. Мы – гринбомберы, группа людей, которых наша российская действительность заколебала и которые эту действительность намерены в меру наших сил исправить. Проблем в России много, поэтому начать решили с малого – с нехорошей традиции парковать машины на газонах. В результате газоны моментально превращаются в изрытые колеями пустоши и любой, сколь угодно цивилизованный город начинает выглядеть как забытая богом деревня в период распутицы. А земля растаскивается колесами по дорогам и тротуарам и является одной из причин, по которой наши города покрыты сплошным слоем липкой, омерзительной грязи…”

Затем бомберы поминали недобрым словом бездействующую в Москве экологическую милицию и объявляли, что будут действовать сами. “Мы раскрашиваем машины тех… которые паркуются на газонах. Цель – четко донести месседж и наказать автовладельца рублем”.
По словам бомберов, они раскрасили около 40 машин в столице, а теперь ищут единомышленников в других городах-миллионерах – в первую очередь в Петербурге.

Корреспондент “Города” тут же высказал желание записаться в гринбомберы, и московские активисты довольно скоро ответили по e-mail, что в Петербурге постоянного штаба, к сожалению, нет, но он, возможно, будет. Вообще, бомберы не тусуются вместе, не проводят общих собраний, а сами находят единомышленников и приглашают их на закрытый форум. Вот и все.

“А что обсуждается на форуме?” – спросила я. “Да все, что имеет отношение к теме. Места, где замечено больше всего нарушителей. Причем уточняем, есть там видеокамеры, или нет. А еще – как общаться с милицией. Или – не дай бог – с хозяевами машины. Но тут просто: надо помнить, что большинство прохожих или жителей дома – за тебя. Они заступятся, если что”.

В Рунете готовящиеся акции вызвали горячие дискуссии. В основном народ возмущался, что “борцы”, решив бороться за соблюдение правил парковки, обрушили свой гнев на самую небогатую часть населения: на ту прослойку виновников, которая ничем не может за себя постоять, – т.е. на автовладельцев. А надо бы обрушить гнев  на чиновников, утверждающих планы жилых домов и бизнес-центров без стоянок и разрешающих возводить небоскребы без паркингов. Или – на муниципальные власти, которые, благоустраивая дворы, не берут в расчет, что количество машин растет в геометрической прогрессии.

Другая половина автомобилистов считает, что никаких гринбомберов попросту нет. То есть нет как организованного и масштабного сообщества. Гринбомберов, успокаивают они себя, максимум один-два человека, которые просто решили попиарить себя в интернете. Искушенный в таких делах лидер движения “Черный флаг” Роман Лутошкин пояснил “Городу 812”: поднимая волну, интернетные активисты действительно могут преследовать самые разные цели. От самоутверждения до заработка. Можно вспомнить его собственную акцию “слоны и макаки”, которая проводилась год назад. Тогда водителей пытались поделить на хороших слонов и плохих макак: лепить на машины соответствующие наклейки. Нашлепки раскупили в первый же день.

– Движение “слоны и макаки” создавалось исключительно с целью заработать. Я тогда понимал, что очень много автомобилистов не могут отреагировать на чужое дорожное хамство. В интернете все смелые, а на дороге, когда их прижимают, писают в штаны. Предполагалось, что все, кому захочется поквитаться за обиду, станут покупать наклейки “макак” и вешать их на машины обидчиков. Или хотя бы публиковать в сети фотографии “плохих” машин. Такими настроениями нельзя было не воспользоваться.

– Но эти наклейки, в отличие от краски, легко смывались?

– Конечно.

Кроме гринбомберского существует много других способов бороться с парковками на газонах. Если на машине, припаркованной на тротуаре, нет номеров, можно призвать депутатов муниципального совета, и они могут начать операцию по увозу автомобиля на свалку (такие случаи в Петербурге были). Более гуманный способ борьбы – уговорить тех же муниципалов поставить ограду в скверике или просто высокий бордюр.

Когда свидетелем парковки выступает участковый или патрульный милиционер (но не гаишник) – водителя можно и оштрафовать. То есть сначала его обяжут прийти на заседание комиссии по разбору административных правонарушений, а уже там выпишут штраф. Как сообщила пресс-секретарь администрации Центрального района Людмила Щукина, в августе в Центральном районе было выписано 69 штрафов за парковку на газонах и пешеходных дорожках. Средняя сумма штрафа – 1000 рублей.

__________________________________________________________
ПОКРЫТИЕ УЩЕРБА

Оплатят ли страховые компании покраску автомобиля, испачканного гринбомберами?

“Если автомобиль застрахован по КАСКО и его корпус оказался поврежден, в том числе и несмываемой краской, страховая компания без проблем выплатит страховое возмещение. Надо только доказать, что все произошло из-за противоправных действий третьих лиц, то есть получить справку из милиции, – комментирует Татьяна Чернова, пиар-директор ОСАО “Регион”.
Так что основная задача у будущих жертв гринбомберов – доказать, что это не они сами написали на борту “я паркуюсь как дурак”.

 

Нина Астафьева