Водители против цен на топливо: эффективен ли бойкот АЗС?

ФАС обвинила нефтетрейдеров в сговоре, вызвавшем рост цен на бензин. Названия  компаний-виновников пока держатся в секрете. А если сговорятся автовладельцы, чтобы вызвать снижение цен на топливо? Идея кажется сумасшедшей, но в России уже есть прецеденты. Водители Махачкалы объявили бойкот самым «дорогим» заправкам города, вынуждая их снизить цены. За месяц стоимость топлива на всех АЗС упала на 30%.  История произошла в России в 2019 году.  Сегодня в соцсетях распространяются призывы к автомобилистам сделать то же самое в других городах. Можно народными методами снизить цену на бензин?

 

Отправь это сообщение 30 своим знакомым

Вот такие призывы сегодня все чаще и чаще появляются в Интернете.

«Всем водителям!!! Отличная идея, как бороться с ценами на бензин! В течение двух месяцев не покупаем бензин и дизельное топливо на заправке крупнейшего поставщика региона. Если топливо не будут покупать долгий период – продавец будет вынужден снижать цены. Когда он снизит цены – другие продавцы будут вынуждены сделать то же самое! Для достижения эффекта нам нужно, чтобы эти компании лишились действительно тысяч клиентов. Несмотря на кажущуюся сложность, этого довольно легко достичь! Не покупаем бензин!!! Январь – Лукойл, февраль – Shell, март – Газпром, апрель – ТНК,  май – Татнефть, июнь – BP, июль  – Роснефть.  Тихо, тупо объезжаем их заправки и ждем, когда у них мозги заработают. Отправь это сообщение 30 своим знакомым, даже если ты – не водитель или ребенок. Дешевый бензин – значит дешевая продукция и более качественная жизнь».

Пока реализовать эту схему удалось только водителям Махачкалы. По сообщениям дагестанских СМИ, за месяц с помощью бойкота автомобилисты добились снижения цены на топливо (впрочем, пока только на газовое) более чем на 30%. К 4 февраля 2019 года оно подешевело с 24 руб. до 16 руб. за литр. Теперь акция распространяется на соседние регионы:  возмущенные водители Нальчика (Кабардино-Балкария) на днях заявили, что также планируют бойкотировать заправки. В итоге розничная цена на бензин марки Аи-92 снизилась на 40 копеек, на Аи-95 – на рубль, на дизельное топливо – на 1,4 рубля (по информации Министерства энергетики, тарифов и жилищного надзора КБР).

В Воронеже 25 января одна из  АЗС сообщила о снижении стоимости бензина АИ-92 на 4 рубля за литр и АИ-95 – на 7 рублей за литр. Это привело к тому, что на заправку выстроилась километровая очередь из машин. А дешевый бензин закончился через два часа.

Возможно ли снижение стоимости топлива с помощью бойкота и прочих народных методов  в Петербурге, в других городах и по всей России в целом?  Об этом «Город 812» спросил экспертов.

Внешние проявления бойкот на Северном Кавказе

 

Это не экономика, а политика

Александр Холодов, зампредседателя Российской партии автомобилистов:

– Мне такое письмо приходило уже раз двадцать, но я уверен, что бойкотировать какие-то конкретные АЗС – бессмысленно. Нужно  адресовать бойкот тем, кто бензин продает оптом. В Петербурге оптовики – это «Киришиавтосервис» и вертикально-интегрированные компании  с собственными хранилищами: «Лукойл», «Газпром», «Роснефть»  и так далее. Как бы смешно это ни звучало, но продажа топлива для АЗС – зачастую уже не основной источник дохода. Так как разница между оптовой и розничной ценой на топливо очень маленькая – менее 5%. Заправки зарабатывают на других услугах: мойка, магазин, кофе.  А крупные игроки зарабатывают на опте. Поэтому в случае бойкота оптовики потеряют лишь пару процентов за счет сокращения розницы. На мой взгляд, сегодняшний рост цен – вопрос, скорее, политики, чем экономики. Потому что стоимость самого бензина – меньше 20 рублей за литр, а все остальное в цене продажи – налоги: акциз, НДС, налог с продаж и прочие. Вопрос о налогах нужно Дмитрию Анатольевичу Медведеву переадресовать.

 

 

При цене в 100 руб. за литр произойдет смена власти

Денис Шубин, председатель автоклуба А24:

– Если поднять цену на бензин, допустим, до 100 рублей за литр, тогда начнется революция со сменой власти в государстве. А тот, кто организует и возглавит такую революцию, станет новым президентом России. Потому что топливо – это же мгновенный катализатор роста цен на всё. Но при нынешней стоимости бензина, на мой взгляд, не настолько еще сильна в обществе объединяющая мотивация.

 

Петербургу мешает менталитет

Валерий  Солдунов, председатель Всероссийского общества автомобилистов:

– Самое трудное –  объединить людей. В каждой республике, в каждом городе России свой менталитет. И если какие-то регионы можно организовать на всеобщий бойкот, то в Петербурге и Москве это очень трудно сделать.  Виноват менталитет крупных городов. Люди рассуждают: «Конечно, безобразие, что цены на топливо растут, но могло быть и хуже!»  Каждый больше думает о себе. В маленьких городах такие акции, наверное, возможны: там все друг друга знают, да и заправок – наперечет. А у нас и заправок очень много, и люди друг другу не верят.

 

Проще закрыть заправки

Олег Ашихмин, президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга:

– Бойкотом автомобилисты не добьются снижения цен.  Потому что владельцам АЗС снижать цены уже некуда. Им проще закрыть заправки, чтобы не нести убытки. Если водители хотят повлиять на ценообразование, то должны направить свои обращения тем, кто установил такие налоги на топливо, – то есть в правительство РФ. А никакие революционные действия еще ни к чему хорошему не приводили.

 

Не трогайте цены – или будет как у Мадуро

Андрей Заостровцев, экономист, профессор Высшей школы экономики:

– Стихийно такие акции редко получаются. А такой организации, которая бы могла координировать действия людей, я не знаю.  Бойкоты могут быть многочисленными, но чтобы повлиять на цены, требуется массовое поведение потребителей.

Цены на бензин формируются на рынке, а не по щучьему велению. Лучше их оставить в покое.  Если генералы начнут управлять ценами, то… мы же не хотим, чтобы было как у Мадуро? Если на это делать ставку, то бензина вообще не будет. Автомобилисты этого хотят?  Теоретически возможно перенаправить протест в правительство. Но для этого нужна какая-то организующая сила.  Кто? Навальный вряд ли будет этим заниматься. Хотя недовольство ценами на бензин может стать существенным вкладом в копилку протестного голосования.

 

Всем-всем вместе

 

По данным фонда «Общественное мнение» (ФОМ), 86% россиян уверены, что повышение цен на топливо негативно влияет на их повседневную жизнь, потому что приводит к подорожанию всех товаров и ухудшению материального положения. В недрах Интернета зреет народное возмущение.

«Сначала надо организовать акцию в каждом населенном пункте, чтоб на каждой машине участника была наклейка против роста цен на топливо. Тогда мы увидим, сколько нас, и на что-то можем повлиять», – пишет автомобилист Иван на одном из форумов.

«Собраться всем-всем, абсолютно всем! Лучше даже, если подключатся наши жены с колясками, с детьми, дедушки, бабушки, и в этот день организовать так, чтобы никто не выходил на машинах, кроме маршрутчиков. И пройтись по главной дороге всем-всем вместе, и делать данный пикет каждый месяц определенного числа», – предлагает другой автолюбитель.

Пока от слов к делу перешли только водители южных окраин России. По прогнозам экспертов, в 2019 году топливо продолжит дорожать (впрочем, пока цены на топливо в России стали снижаться – с 28 января по 4 февраля они обрушились в среднем на 1 (одну) копейку, сообщила Московская топливная ассоциация).

Провластные СМИ успокаивают народ радостными новостями из-за границы:  бензин почти во всех странах Европы дороже, чем в России. Дешевле, чем у нас, он стоит только в Казахстане – 30,9 рублей за литр АИ-95. А дороже всего в Нидерландах – 117,7 рубля за литр. Средняя цена АИ-95  в России – 45,5 рубля за литр. Это исследование РИА «Рейтинг» (входит в  ФГУП МИА «Россия сегодня»).

Елена Роткевич