На официальном портале Администрации Петербурга в рубрике «Юнармия» опубликовано пособие по патриотическому воспитанию. «Город 812» изучил тезисы строителей патриотизма.
Списано с СССР
На официальном сайте Смольного в разделе Комитета по молодежной политике недавно опубликовано пособие под названием «Методические рекомендации по организации патриотического (военно-патриотического) воспитания». Автор – доктор философских наук В.И. Лутовинов, под редакцией доктора политических наук Н.В. Стаськова. Издано в 2018 году.
В методичке 112 страниц. В ней разъясняются «концептуальные основы» правильного воспитания любви к Родине. «Город 812» вчитался в методрекомендации. Кажется, будто они списаны с учебников по НВП (кто не помнит – начальной военной подготовке) 1940–1960 годов. Причем автор пособия так спешил, что не успел заменить в тексте устаревшие понятия на современные. В результате в руководстве по воспитанию патриотизма предлагается использовать мегафоны (средства связи), керогазы (нагревательные приборы на керосине), одеколон, зубной порошок и другие вещи, кажущиеся нелепыми в современной жизни. Но, может, так и было задумано – возвращение к корням?
Корни духовных ценностей
Приводим цитаты из методички по военно-патриотическому воспитанию (ВПВ), с сокращениями.
«В настоящее время уровень и эффективность патриотического (военно-патриотического воспитания) не соответствует сложной военно-политической обстановке. Главные угрозы и вызовы национальной и военной безопасности России исходят от США, НАТО, ЕС и ряда государств и радикальных исламских движений и организаций.
Вся героическая и драматическая история Руси, России, ее величайшая культура, традиции, лучшие нравственные силы нашего народа представляют собой многовековые корни духовных ценностей, возвышаемых и отстаиваемых Русской Православной Церковью, являющихся стержнем общественного бытия, воинской деятельности и боевого духа армии и флота.
С началом так называемой «перестройки»… в ходе осуществления крайне агрессивной и хорошо организованной кампании, система ВПВ была дискредитирована и разрушена. Так называемый “современный” патриотизм максимально вытесняет необходимость защиты Отечества перед лицом реальных военных и иных угроз, которые направлены против национальных интересов и безопасности Российской Федерации. Осмыслить защиту Отечества как долг и обязанность каждого гражданина можно методом сопоставления с ее антиподом – так называемой «свободой», вознесенной в 90-е годы прошлого столетия на уровень высшей ценности и возвеличиваемой наряду и в связи с пресловутыми “правами человека”.
Высшим проявлением духовности всегда являлось… служение Отечеству с оружием в руках. Высший патриотизм – это самоотверженная борьба с врагами Отечества. Борьба эта, как показывают события последнего времени, отнюдь не закончилась, В настоящее время актуальность и востребованность ВПВ значительно возросли. Во-первых, вследствие резко обострившейся военно-политической обстановки в мире и вокруг России, возможности возникновения вооруженных конфликтов с ее участием, особенно на юго-западном стратегическом направлении в связи с событиями на Украине. Во-вторых, значительное ослабление после развала СССР уровня военной безопасности.
При планировании мероприятий важно использовать бесценный опыт, накопленный в этой сфере, и богатейшие традиции, созданные еще в предвоенные годы», – разъясняет идеологическую базу доктор наук Лутовинов.
Об агитации и пропаганде
«Основным объектом ВПВ», по мнению авторов пособия, являются дети «дошкольного и особенно школьного возраста, с 7 лет». Но и взрослых тоже надо учить патриотизму. Для этого рекомендуется создавать региональные «центры военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе».
В работе следует использовать наглядную агитацию. Потому что «агитация и пропаганда существуют неразрывно, выступают двумя важнейшими составляющими воспитательной, в т.ч. патриотической и военно-патриотической работы». Агитация должна быть крупной.
Рекламные щиты размером 4х2 метра (для фасадов, заборов), стенды 1х1,5 метра, плакаты разного размера в зависимости от содержания. Например, портреты полководцев Руси и Российской империи – 600х800 мм, портреты героев Российской Федерации – 900х700 мм.
Для закрепления теоретических знаний подростков нужно отправлять на учебные сборы и в ОСОЛы – оборонно-спортивные оздоровительные лагеря. В полевых условиях дети освоят способы передвижения солдат в бою, ТТХ АК-74, строевую и огневую подготовку, радиационную, химическую и биологическую защиту.
В ходе тактической подготовки научатся «сноровисто преодолевать различные препятствия, быстро окапываться», ползать «по-пластунски, на получетвереньках, на боку».
Самое трудное для освоения, судя по тексту, переползание на боку. «Отрабатывая прием переползания на боку, командир обращает внимание, чтобы обучаемые ставили каблук правой ноги на землю как можно ближе к голени согнутой в колене левой ноги и полностью разгибали правую ногу при передвижении тела вперед. От этого будет зависеть скорость продвижения».
Мегафон: кричите громче
ОСОЛ (оборонно-спортивный оздоровительный лагерь) автор называет одной «из наиболее эффективных форм подготовки молодого поколения к защите Отечества». В список вещей, которые надо взять с собой в лагерь, входят в том числе зубной порошок (но пасту тоже можно) и одеколон. При размещении в палатках запрещено курить и пользоваться для обогрева керосиновыми приборами.
Распорядок дня в лагере включает зарядку, линейку, подъем флага. После обеда – «личное время (работает радиоузел)», затем – культурно-массовая работа. В 21 час – «демонстрация художественного кинофильма (3 раза в неделю, в остальные дни просмотр телепередач)».
При организации спортивных соревнований подчеркивается, что важно иметь «непрерывную связь с радиоузлом». Для хорошей связи предлагается использовать мегафон (большой железный рупор для кричания).
Рекомендуется проведение конкурсов «Юный Ворошиловский стрелок», «А ну-ка, парни!», игр «Зарница» и других забав, составляющих «бесценный опыт, накопленный в этой сфере».
Чтобы понять, насколько хорошо воспитан патриотизм в отдельно взятой местности, определены критерии (в баллах) качества патриотического воспитания (см. ниже). Чем больше сумма баллов, тем лучше патриотизм в округе или регионе.
Елена Роткевич
Критерии и показатели оценки военно-патриотической работы
Процент участия граждан в мероприятиях по ВПВ по отношению к численности населения в регионе, охват:
до 3% населения – 1 балл
до 5% населения – 2 балла
до 7% населения – 3 балла
до 10% населения – 4 балла
более 10% населения – 5 баллов
Масштаб мероприятий
местного уровня – 1 балл
регионального уровня – 2 балла
межрегионального уровня – 3 балла
мероприятие федерального уровня – 4 балла
мероприятие международного уровня – 5 баллов
Общее количество мероприятий, проведенных по ВПВ за год
10–50 – 3 балла
50–100 – 4 балла
100–150 – 5 баллов
Самофинансирование мероприятий по ВПВ (грантовая, спонсорская поддержка и др.), руб. в год
до 100 000 – 5 баллов
от 100 000 до 500 000 – 10 баллов
более 500 000 – 15 баллов
Наличие собственного периодического издания
за каждое издание – 5 баллов.
Наличие и количество поисковых отрядов
1–3 отряда – 1 балл
более 5 отрядов – 3 балла
более 10 отрядов – 5 баллов
Источник: Методические рекомендации по организации патриотического (военно-патриотического) воспитания под общей редакцией Н.В. Стаськова. Москва, 2018 г.