Воздушная тревога

Пока федеральные и петербургские чиновники решали, что делать с аэропортом Пулково, скачок цен обрушил их первоначальные финансовые расчеты. В итоге строительство нового терминала будет стоить не 30 – 35 миллиардов рублей, а в лучшем случае вдвое больше. Между решением о модернизации Пулкова и началом строительства пройдет как минимум 4 года, за которые пассажиры и бизнес должны сказать отдельное спасибо чиновникам. Пассажиры – за то, что им придется томиться в тесных «накопителях». Инвестор – за то, что ему предстоит потратить на строительство в несколько раз больше, чем предполагалось ранее.

Масштабная реконструкция нужна аэропорту Пулково по двум причинам. Во-первых, число пассажиров растет: за весь прошлый год через два пулковских терминала проследовало 6,1 миллиона человек (4-й результат в стране после аэропортов московского узла), а за 8 с небольшим месяцев этого года их число уже перевалило за 5 миллионов. Пулково ожидает более 7 миллионов пассажиров в 2008 году. “Рост пассажиропотока превышает прогнозируемые темпы. Ранее планировалось, что 7 миллионов пассажиров будет обслужено только в 2010 году”, – говорит пресс-секретарь аэропорта Ольга Антипова.

Во-вторых, с ростом спроса на воздушные перевозки увеличивается и число авиакомпаний, желающих летать в Петербург, а уже работающие перевозчики хотят открывать новые рейсы. Однако старый аэропорт не способен вместить всех. Между тем законы конкуренции учат нас тому, что чем больше перевозчиков в аэропорту, тем ниже цены на авиабилеты. Таким образом, в теории расширение Пулкова выгодно каждому петербуржцу. 

О намерении построить новый аэропорт чиновники объявили еще в 2006 году, но спустя почти два года город находится еще только в самом начале пути – пока лишь сформирован пул из семи претендентов на получение Пулкова в 30-летнюю концессию. Медлили на разных этажах власти: аэропорт акционировался, в Москве готовились указы и постановления о передаче 100 процентов его акций в собственность города. Затем уже городские чиновники решали, как им поступить с перспективным активом. Например, можно потратить на его реконструкцию бюджетные деньги, а можно  – продать долю стратегическому партнеру или провести IPO. Однако все эти варианты были отвергнуты – Смольный решил передать аэропорт в концессию, сохранив за собой 100% акций Пулкова. Конкурс по выбору инвестора был объявлен с опозданием на несколько месяцев. В итоге соглашение с инвестором проекта будет заключено лишь 30 июля 2009 года, а строительство, вероятно, развернется уже ближе к 2010 году.

Однако чиновники выбрали слишком неподходящее время для долгих раздумий. За время проволочек и согласований в Росси случился скачок инфляции, а в мире – финансовый кризис, увеличивший цену денег для инвесторов, а также глобальный рост цен на энергоресурсы. Из-за этого обо всех предварительных расчетах приходится забыть.

В прошлом году Смольный оценивал стоимость проекта в 30 – 35 миллиардов рублей. Аналитики говорят, что новая смета может отличаться по стоимости от прежней в разы. “Те параметры, которые назывались полтора года назад, сейчас всерьез рассматривать очень сложно”, – говорит зам. директора российского офиса консалтинговой компании Jones Lang LaSalle Андрей Косарев. Прежде всего, в разы подорожали стройматериалы, проектирование, работа, словом, все, что называется девелопментом (стоимость реконструкции Новой Голландии подорожала с первоначальных 400 млн долларов до 800 млн долларов, “Западный скоростной диаметр” вырос в цене примерно в 4 раза до 212 млрд рублей, стадион для “Зенита” раньше оценивался в 6,7 млрд рублей,  теперь – в 23,7 млрд рублей). Чиновники не говорят пока, сколько может стоить в итоге Пулково. Глава Комитета по транспортно-транзитной политике города Николай Асаул лишь сказал, что стоимость может быть пересмотрена после того, как осенью будет готова финансовая модель проекта.

Скачок стоимости реконструкции Пулкова примерно до 70 миллиардов рублей (а если инвестору будет предложено строить гостиницы и торгово-офисные центры вокруг терминала – то и еще выше) заставит участников конкурса сильно задуматься об эффективности и прибыльности проекта, окупаемость которого финансисты Смольного пока еще не сосчитали до конца. Рост цены неизбежно повлияет и на сроки строительства, а значит, о современном аэропорте петербуржцам еще долго придется мечтать.   

Евгений Никитин

__________________________________________________________________
СПРАВКА

Что предполагается построить в Пулкове

– Новый единый пассажирский терминал (между двумя существующими взлетно-посадочными полосами), который будет обслуживать все рейсы, площадью не менее 165 тысяч квадратных метров с 20 выходами на посадку.

– Грузовой перрон и перрон для бизнес-авиации.

– Парковку на 7200 мест.

– Четырехзвездочный отель на 300 номеров.

– Бизнес-центр
(Источник: концепция развития аэропорта)

__________________________________________________________________
ПО ТЕМЕ

Альянсы, образованные участниками конкурса

          Российская компания                                                    Иностранная компания

1.       Лидер (“дочка” Газфонда и Газпромбанка)          – Vienna Airport (Австрия).

2.       Базовый элемент                                                            – Аэропорт Сингапура.

3.       Ренессанс Капитал                                                         – Macquarie (Австралия) .

4.       Ренова                                                                                 – Hochtief (Германия).

5.       Банк ВТБ                                                                          – Fraport AG (Германия)

6.           –                                                                                     – GMR Infrastructure (Индия).

7.           –                                                                                     – TAV Airports (Турция)

(Источник: администрация СПб)