В зал старой итальянской живописи Эрмитажа (№207) вернулся после реставрации шедевр Уголино ди Тедиче «Крест с образом распятия Христа», датируемый, страшно сказать, 1270 годом.
Это самое раннее произведение итальянской живописи в Эрмитаже, имеет подпись «VGOLINV» и является уникальным в ряду подобных произведений. Крест поступил в Эрмитаж в 1926 году из собрания Строгановых.
Реставрация произведения была проведена в 2022‒2025 годах в Лаборатории научной реставрации темперной живописи ее заведующим художником-реставратором высшей категории Игорем Пермяковым. Он обнаружил следы, свидетельствующие о серебрении фона, что не встречается на памятниках того времени.
Крест с образом распятия Христа ‒ это единственная достоверная работа Уголино ди Тедиче, пизанского живописца, жившего во второй половине XIII столетия. Сведений о художнике немного. Он принадлежал к семье пизанских художников, создававших алтарные образы, восходящих к образцам Джунта Пизано – самого известного в то время мастера распятий в форме креста. Уголино упоминается в документах в 1252 году в связи со вступлением в права наследства и в 1260 году в счете оплаты за выполненные художественные работы совместно с братом Энрике.
До наших дней дошло несколько расписных крестов этого художника, которого ранее, до обнаружения подписи, именовали «Мастер из Сан Мартино», по месту нахождения двух других работ в церкви Сан Мартино в Пизе.
«Это событие напоминает о том, что реставрация ‒ это важнейший способ музейного и научного изучения памятников. Реставраторы вместе с хранителями открывают тайны произведений искусства, новые образы и новые имена, они защищают искусство и дают возможность нам видеть его красоту», ‒ отмечает Михаил Пиотровский, генеральный директор Эрмитажа.
Экспозиция ранней итальянской живописи Эрмитажа отмечает 100-летие: в 1924–1926 годах ее произвел Александр Бенуа, представив работы Симоне Мартини, Фра Беато Анжелико, Спинелло Аретино и Фра Филиппо Липпи.
Б.В.